Игорь Губерман:
"Свой век я прогулял на карнавале"

Главная Предисловие Стихи Проза Фотоальбом Статьи Книги Выступления Подражания Антигарики Гимн Игорю Губерману
Гостевая Форум Голосования Друзья Новости Автор сайта Апофеоз тщеславия

Используете ли Вы программы для блокирования банеров, счётчиков и PopUp?
Да, постоянно
Да, часто
Да, иногда
Блокирую только PopUp ("Выпрыгивающие окна")
Нет, не использую
Впервые слышу о таких программах
Другое
Результаты

Поиск по сайту
:: www.yandex.ru ::

     - Жутко традиционный вопрос: как Вам наш город?
    - Потрясающий город. Вот эта европейская какая-то мягкость, которая смягчает все эти американские игры, этот старый порт с его лавками сувениров... Полное ощущение, что ты где-нибудь во Франции,причем в южной, и только холод тебя отрезвляет. Замечательный город. И дивная архитектура. Все время гуляет глаз. Про жителей ничего сказать не могу, хотя публика была великолепная. Даже ни у одной старушки, против обыкновения (а их было много, человек пятьдесят), не было злобного, осуждающего лица. Может быть, просто, они знали, на что идут...

    - Какая-то обреченность проскальзывает во фразе "знаю, на что иду"... Вроде как, "знаю, что не поздоровится, но готов героически терпеть"...
    - Они были готовы к тому, что услышат слова, которые услышали... И старые еврейки были готовы к тому, что услышат слова хулы в адрес еврейского народа и Израиля. Хулы любящей, но тем не менее...

    - Кстати, о словах. Вы можете как нибудь объяснить это явление, которое хочется назвать феноменом Губермана: почему в исполнении большинства ругательства звучат совершенно
    мерзко...
    - ...а из моих уст - как музыка; мне это уже говорили... Я думаю, что это объясняется очень просто: те люди, в чьих устах неформальная лексика звучит грязно, пошло или скользко, сами внутренне считают ее ненормальной, стесняются ее и употребляют вопреки. Для эпатажа, для того, чтобы выпендриться, самоутвердиться в каком-то смысле... А я абсолютно искренне считаю эту лексику естественной частью "великого, могучего, правдивого и свободного". А внутренняя убежденность - она ведь делает чудеса.

    - Занятный эпизод я наблюдал, когда вечер закончился и народ разъезжался: в машину усаживается семейство, и сын лет четырнадцати заворачивает довольно неуклюжее, но матерное выражение, за что сразу же получает отцовский подзатыльник. Оба в замешательстве, отец нашелся первым: "Вот когда научишься все остальное говорить, как Губерман, тогда и ЭТО будешь говорить, а раньше - чтоб я не слышал!"
    - Это - естественная фраза неглупого человека, обращенная к сыну. Он ведь не затем его привел, чтоб показать, какой я хулиган, он в подтексте обо мне очень хорошо сказал. Просто пока мальчик не поймет, что это - совершенно нормальные слова, ему лучше их не употреблять. Подросток в подворотне употребляет неформальную лексику потому, что ему кажется, что этим он доказывает, что уже большой и сильный. Знаете, что все это напоминает? Так употребляет неформальную лексику Лимонов. Его читать стыдно, неприятно... И абсолютно органично употребляют ее герои Алешковского, и там это совершенно не бросается в глаза, этого даже не замечаешь. Совершенно замечательно использует
    неформальную лексику Дина Рубина. Уж, казалось бы, еще и женщина, ее так ругают за эту неформальную лексику, но она абсолютно органично звучит из уст ее героев: ТАК и должно было быть, это - человек, который ТАК разговаривает. Все зависит от того, искренен ли автор.

    - Вы уехали из России двенадцать лет назад. Вы бывали там с тех пор?
    - Каждый год, иногда - два раза в год. Начиная с 91 года.

    - То есть, ностальгия Вас замучить не успевает?
    - Никогда я ее не ощущал. Никогда. Вы поймите меня правильно, я Россию дико люблю. Мне посчастливилось: у меня две родины. Россия осталась моей родиной, я читаю русские книги, слежу за всем, что там происходит, у меня там немыслимое количество друзей и приятелей, я там - дома. Но ностальгия - это
    придуманная штука. Придуманная эмигрантами, которые уезжали из другой России, если говорить о российской ностальгии. Они уезжали из той России, из которой уезжал Набоков, из совершенно другой страны. То, что огромное количество людей принимает за ностальгию, - это тоска по молодости, по
    утраченному престижу, который там был, по тому, как им там ровно и размеренно жилось, по тому покою, в котором они жили, по той радости, которую они вдруг испытывали, хотя они не дают себе труда вспомнить, что порой это была радость из-за того, что удалось достать кусок мяса. 

    Это все похоже на ситуацию, когда люди, выехавшие из гигантской коммунальной квартиры, в которой они жили в диких, чудовищных условиях, спустя несколько лет вдруг выясняют, что жилось им совершенно замечательно, потому что у тети Клавы можно было одолжить луковичку, а в те дни, когда она не напивалась и не орала, что надо бить жидов, с ней можно было еще и поговорить по-человечески, она и с детьми могла посидеть, могла зайти, если ты заболел, проявить соседское участие... А тетя Клара была жуткая скотина, но сейчас ты помнишь только то, как она дала тебе хороший совет и с кем-то там связала по телефону... Все вспоминают только хорошее, человек плохое забывает. Это, по-видимому, - одно из защитных свойств человеческого организма, и счастье, что оно есть.

    - В Канаде живет большое количество неевреев, решившихся эмигрировать из России. Иногда кажется, что они гораздо менее подвержены ностальгии, чем евреи...
    - А у нас есть замечательный анекдот на эту тему: один человек спрашивает другого, прожившего в Израиле год: "А ты по России тоскуешь?" А тот ему отвечает: "Да что я - еврей, что ли?" Потрясающий анекдот. Евреи, вообще, безумно привязываются к стране (я это где-то даже зарифмовал), где их убивали и
    унижали. Как это повелось с Египта, с Вавилона, так это и сейчас. Посмотрите, как заселяют Германию...

    - А вспомните в зарифмованном виде?
    - Мне слов не найти, не украсть,
    И выразишь ими едва ли
    Еврейскую темную страсть
    К тем землям, где нас убивали.

    - Вы много ездите и встречаетесь с русскодумающей публикой в самых разных странах. Очень мы разные?
    - Очень. Это так интересно... Я когда-нибудь попытаюсь найти для этой разницы слова. Пока я ее сформулировать не могу. Но когда я был, например, в Голландии, меня окружили человек шестьдесят, которые были у меня на концерте; они уже были, как голландцы! Они были снулые, вялые... Уже ведь прошло время голландской активности, когда Голландия была империей, завоевывала... Сейчас же они сонные, спокойные, пивные люди такие... И наши, которые там живут, такими же становятся...

    Я так удивился... Книжек у меня там не было, поэтому мы в антракте просто стояли и курили. Их явно удивляло, что вот, мол, среди них живой, смеющийся, быстрый в движениях человек... Был такой стишок: 

    Пустившись по белому свету,
    Готовый к любой неизвестности,
    Еврей заселяет планету,
    Меняясь по образу местности.

    А ведь сегодня отнюдь не только евреи уезжают из России. Есть в Нью-Йорке такой Борис Парамонов. Не знаю, насколько знакомы читателям его совершенно замечательные эссе, например, есть у него книга об Эренбурге, которая называется "Портрет еврея", где он рассматривает всю жизнь Эренбурга с точки зрения еврейской психологии последнего. Русский человек, совершенно не юдофоб, очень умен. Так вот, у него есть эссе, читая которое, я обзавидовался, что его написал не я, хотя я бы так блестяще не написал. Эссе называется - и все содержание в гениальном названии - "Русский человек как еврей".

    Это эссе о том, что сегодня русские люди, пустившись по белому свету, попали в вековечную ситуацию евреев. Они вынуждены торговать, они вынуждены искать во всех странах, куда попали, места, куда еще недопроникло местное население. Они вынуждены мириться с поношениями и унижениями, которые неизбежны в жизни скитальца. Они терпят то, что евреи терпели веками. 

    - Вы высмеиваете привычку наших обвинять все страны, куда мы приезжаем жить, в отсутствии культуры, образования и так далее. А вместе с тем, ни для кого не секрет, что сегодня в Израиле огромное количество талантливых инженеров в области высоких технологий - это приехавшие из бывшего Союза, среди программистов их вообще большинство. Среди врачей их огромное количество, в некоторых больницах русская речь звучит чаще, чем иврит. А ведь это значит, что приехавшие 5-10 лет назад "русские" вытесняют из этих довольно престижных областей аборигенов...
    - Так это же совершенно естественно, наши привыкли сражаться за свое место под солнцем, привыкли, что им все достается с боем... Естественное свойство притесняемого народа. У коренных израильтян этого свойства, конечно, нет. Потому наши их и вытесняют. Но, что интересно, вытесняют одни, а клеймят и
    обвиняют в бескультурье совершенно другие. Те, которые привыкли всю жизнь все охаивать. Вот они как в Союзе все охаивали, так и в Израиле продолжают. Но при этом никто не спешит уезжать обратно!

    - Североамериканская публика довольно избалованная, но это не мешает Вам без особого напряжения собирать полные залы. В чем секрет Вашей популярности? 
    - Ну, здесь много объяснений. Давайте сразу вынесем за скобки самое простое объяснение, что действительно я пишу хорошие стишки. Это ведь глупо обсуждать, да?

    - Но среди Ваших поклонников немало людей, весьма далеких от поэзии...
    - Так и мои стишки очень далеки от поэзии. Я пишу расхожие, легкие такие формулировки, облеченные в рифмы, благодаря чему они легко запоминаются, а расхожая такая мудрость (я проглотил слово "дешевая" - самолюбие взыграло), да еще со смешком, она ведь как витамин, которого людям всегда не хватает, а я этот витамин произвожу, вот и все. У меня был стишок про это:

    Любезен буду долго я народу,
    Поскольку так нечаянно случилось,
    Что я воспел российскую природу,
    Которая в еврея насочилась.

    Но радоваться этой популярности совершенно не приходится, поскольку читают только мои смешные стишки, а ведь я-то пишу еще и серьезно. Был один стишок, там есть строчка:

    ...;А я, бля, трагик высшей пробы.

    На самом деле, любовь только очень небольшой части читателей мне доставляет истинное удовольствие. Потому что они читали какие-то другие стишки и они на них ссылаются в разговоре, в письмах и так далее. А так - чего там, как дядюшка Крылов... Помните, был замечательный стих:

    Крылов, наш всеобщий любимец,
    Сидит, не боясь ничего.
    Печально глядит проходимец
    На бронзовый облик его.

    Это - про скульптуру в Летнем саду.
    И потом, я ведь живу как свободный человек и пишу как свободный человек, а это всегда людям нравится, всегда их завораживает.

    Интервью записал Борис Розенберг

    Взято отсюда: Русские в Монреале

    Справка: МОНРЕАЛЬ (Montreal), город в Канаде, в пров. Квебек, на р. Св. Лаврентия. 3,1 млн. жителей (1991, с пригородами). Морской порт (грузооборот св. 20 млн. т в год). Международные аэропорты. Крупнейший промышленный и торгово-финансовый центр страны. Машиностроительная, химическая, нефтеперерабатывающая, пищевая, текстильная промышленность, цветная металлургия. Метрополитен. 3 университета. Музеи: замка Рамзе, изящных искусств. Церковь Бонсекур (17-18 вв.), замок (18 в.), семинария (17 в.); торговый и культурный центры (1960-е гг.). Постройки Всемирной выставки 1967. Игры XXI Олимпиады 1976.
    Большой энциклопедический словарь

>>> Читать следующую статью >>>


    

Designe of page
CSI "Facktor"
mailto: foxmax@inbox.ru