ГАРИКИ ИЗ АТЛАНТИДЫ
Послесловие на скорую руку

Главная Предисловие Стихи Проза Фотоальбом Статьи Книги Выступления Подражания Антигарики Гимн Игорю Губерману
Гостевая Форум Голосования Друзья Новости Автор сайта Апофеоз тщеславия

Используете ли Вы программы для блокирования банеров, счётчиков и PopUp?
Да, постоянно
Да, часто
Да, иногда
Блокирую только PopUp ("Выпрыгивающие окна")
Нет, не использую
Впервые слышу о таких программах
Другое
Результаты

Поиск по сайту
:: www.yandex.ru ::

    Уже книга была готова к печати...

    Уже ангел-хранитель моей грамотности, поэтесса Зиночка Палванова выправила последние ошибки (я легко отличаю тире от дефиса, но путаюсь в их расстановке на бумаге)...

    И пошла уже приятнейшая часть в изготовлении каждой книги - вкрадчивое препирательство с Сашей Окунем по поводу обложки...

    Прошлое мое возникло снова, принявшись опять одаривать меня. На обложке (по идее Таты) полное имела право находиться та ветхозаветная пишущая машинка, на которой я печатал некогда в Москве свои стишки. Она давно уже пылилась на шкафу, я снял ее, стер пыль и поволок фотографировать. И, лишь раскрыв футляр, я обнаружил, что это вовсе не она: в те годы у нас не было таких роскошных инструментов. А значит, я кому-то (но кому?) отдал ее попользоваться много лет назад и начисто о ней забыл - как выбросил. Это было грустно, ибо пахло неким мелким, но предательством. А прошлое тяготело к справедливости и тихо принимало свои меры. Сделанные фотографии самозванки оказались таковы, что на обложку не годились. Все дальнейшее произошло в течение недели.

    Мы поехали пить водку к старым друзьям. В несчетный раз сидели мы у них в гостях, но именно теперь, когда уже собрались уходить, хозяйка дома вдруг спросила, почему я столько лет не забираю свою пишущую машинку, ведь они давно уже перешли на компьютер. И густую пыль на этот раз стерли с моей заслуженной подруги. Когда-то я подсаживался к ней довольно часто, чтобы настучать стишки уже готовые, уже исчерканные много раз в блокноте или на клочке бумаги. В очень, очень разном настроении я сиживал за ней в те годы. У меня тогда один приятель сочинил отменную научную идею. Дескать, в воздухе витают некие мельчайшие, невидимые глазу существа - типа микробов (или вирусов скорее). Их пока наука не открыла и не скоро доберется. И название он дал им - поебени. Эти поебени попадают к нам с дыханием и сразу проникают в душу. Сея в ней печаль, тоску, а то и злобность. И весьма заразны эти поебени, мы их с легкостью передаем друг другу при общении. Конечно, обстоятельства и личной жизни, и эпохи - все влияет на активность поебеней, только главное - твоя к ним личная податливость. Так разные болезнетворные бактерии живут в любом из нас, но, только чувствуя уступчивую слабину, пускаются на штурм и размножаются. А поебени даже на предметах могут оседать, годами ожидая, чтобы их вдохнули. Я вспомнил это, глядя на свою машинку. Согнал ли я зловредных крох, стирая мокрой тряпкой пыль? Похоже, что согнал, поскольку ничего не ощущал я, кроме теплой грусти о том дивном жутком времени.

    Это было только начало. Дня через два мы пили водку (и коньяк, и виски) в другой компании друзей. Все до единого - либо высокие музыканты, либо озаренные меломаны, и естественно, что разговор почти немедленно пошел о разных исполнителях и дирижерах. И я не то чтоб заскучал, однако мучился от полной невозможности хоть как-то встрять в их общий разговор.

    Мы с музыкой, к моему великому сожалению, живем почти не встречаясь. Уже не раз я с горечью писал, что мать моя закончила консерваторию, а я пошел в отца. Ни слуха у меня, ни голоса (пою прекрасно, ибо с дикой страстью это делаю, в мотив почти не попадая). А совсем недавно был я в Москве на концерте очень известного скрипача Виктора Третьякова. Он пригласил нас (тещу, Тату и меня) в консерваторию, где он играл в честь собственного дня рождения, после чего нам предстояла основательная выпивка - я согласился с радостью и благодарно. Но так случилось (не случайно), что я мог прийти только в конце второго отделения и был запущен на балкон под самой крышей, где густой толпой стояли меломаны-фанатики, явные и очевидные безбилетники с одухотворенными поношенными лицами. Теща с Татой наслаждались музыкой где-то на блатных местах партера, а мне и сцену было видно только изредка. (Уже на пьянке теща моя сказала: <Знаете, Виктор, вы божественно играли, но мне было так странно на вас смотреть - я не привыкла видеть у скрипачей русские лица>.) Вспомнилось это к тому, что я от предвкушения скорой выпивки стал источать, по всей видимости, некие зловредные для музыки флюиды нетерпения. И, будучи людьми утонченными, мои соседи по балкону стали эти флюиды ощущать спиной. Поводили головами и оглядывались. Я это понял, когда стоявший передо мной меломан вдруг обернулся ко мне и тихо сказал:
    - Брамс. Последняя вещь в концерте. Однако же вернемся к посиделкам у друзей. Еще немного выпив, я сообразил, как мне принять участие в их разговоре. И, в паузу, покуда разливали, вклинившись, сказал с печалью и достоинством:
    - А я когда-то был на исполнении сюиты Рахманинова <Колокола> и написал поэму прямо в зале... - Наконец-то! Все смотрели на меня - любовь и ожидание светились в их доброжелательных глазах. Но больше мне сказать им было нечего. Поскольку наизусть я ничего уже не помнил, а с той поры, как потерялся текст, прошло лет сорок.


    Застольный разговор возобновился, я еще немного выпил и сидел, печалясь теперь уже о той давнишней потере. Я и вправду как-то был затащен приятелем в Малый зал Московской консерватории. Там был концерт фортепианного дуэта: Марк Тайманов (шахматный гроссмейстер по совместительству) и его жена Любовь Брук играли Рахманинова. Мой приятель дружил с этой семьей, а потому не мог не пойти. А я, подозреваю, согласился, потому что название <Малый зал> ассоциировалось у меня с краткостью мероприятия. Но музыку я слушал с удовольствием, и что-то она делала со мной, ибо, едва лишь они начали играть сюиту <Колокола>, я вытянул из кармана блокнот и достал авторучку. Чувство музыкальной композиции (скажу без похвальбы) оказалось мне не чуждо: я закончил свой большой стих одновременно с окончанием сюиты. После пару раз я завывал его на пьянках, но лирическая патетика плохо совмещается с застольями, и я его забыл, а текст пропал куда-то.

    Это было уже не первое мое сочинение под музыку. Я года за два до того столь же случайно попал в Питере на исполнение оратории Генделя <Самсон>. Меня тогда в Капеллу затащил мой питерский приятель (что мне так везет на меломанов?). Я как раз в то время остро переживал свое еврейство и кропал переживательные стишки, поэтому немедленно схватился за бумагу. За полтора часа, что исполнялась оратория, я написал поэму о Самсоне. Была она полна гордыни и патетики. Я с пафосом вещал о том, что бедный и униженный Самсон воспрянет и сокрушит храм Дагона. Мои библейские познания были целиком почерпнуты из программки, выданной всем зрителям на входе. До сих пор я помню последние четыре строчки, из них ясно проступает все предыдущее содержание:

                   Журчит растаявшее скерцо,
                    прозрачен генделевский гроб,
                    самсоны давят иноверцев
                    на узкой тропке в гардероб.
    Хорошо, что утопил эту поэму в помойном ведре совместно с толстой пачкой всяческой слюнявой лирики, подумал я. Но жалко, что пропал и стих о том фортепианном дуэте. Я сейчас бы вставил его в книгу, хоть и пафоса там было многовато, но еще одно свидетельство о прошлом. И не только я не помнил, куда делись те листки, но даже вида их не помнил, хотя видит Бог - писал.

    А гости все уже тем временем поднялись, выпили за дом, а после выпили на посошок, а после - чтоб доехать нам благополучно. И печаль моя бесследно смылась.

    А назавтра (голова еще слегка гудела) позвонил мне замечательный приятель. Я одну лишь расскажу сейчас историю, и станет все понятно про него. Пламенный (в хорошем смысле слова) еврей, он непрерывно пишет книги и статьи, доказывая (с разной степенью обоснованности), что разные знаменитые люди тоже были евреями. Но одновременно он столь же пламенный христианин - нет, не крещеный, но по убеждению, поскольку все мы, дескать, - дети христианской культуры. И как-то вез я его домой после пьянки, путь наш пролегал через религиозный район, а на дворе была уже суббота. В силу чего юные иудеи в кипах и с пейсами грозили нам пальцами и кричали что-то укоризненное. А он, опустив заднее стекло, высунул руку и благодушно их крестил щепотью православного троеперстия. Как не любить такого человека?

    - Сядь и расслабься, - попросил приятель, - я тебе сейчас прочту стихотворение. - О Господи, успел подумать я, неужели и сей достойнейший человек стал графоманом?

    Хорошо поставленным голосом и с большим выражением было мне прочитано мое стихотворение о фортепианном дуэте <Колокола>.
    - Где ты это раскопал? - спросил я ошарашенно.
    - Вышла книжка воспоминаний Марка Тайманова, там о тебе очень лестно написано, хочешь послушать?

    Книжку я взял, естественно, в тот же день. И понял, почему я напрочь не помнил, куда делся текст: я его сразу подарил семейной паре пианистов. А Тайманов написал об этом так красиво, что грех не выписать его слова:

    <Листки нашли место в архиве среди рецензий, программок, и лишь спустя годы стало ясно, какой необычный манускрипт попал нам в руки... Настал момент, когда раритетный опус может стать всеобщим достоянием...>

    Конечно, может, только где он был вчера? Я почитал бы его этим меломанам! С ним легко я встрял бы в разговор, а значит - меньше бы молчал и меньше выпил. Спасибо прошлому, что мне прислало этот стих, его теперь я непременно вставлю в книгу. Давность его - сорок лет.

       

      Фортепианный дуэт "Колокола"

      Бьет звонарь, кидая тело, как на плаху; коронован, чтобы звонницей владеть; искалеченный, слепой, рванув рубаху, в гнев и муку перезванивает медь, Он изведал все дороги Божьей кары, он веками с колокольни не слезал, полудикие чингизовы татары выжигали его древние глаза - за бойцов, которых поднял не однажды... Только - слышите? - недавно, а не встарь бредил колокол пожарами, и так же верил звукам обезумевший звонарь. Это - слышите? - пылают стены дома. - Бог велик, - поют удары, - Бог простит! - И не голуби, испуганные громом, - стая воронов со звонницы летит. Поднимайся, не щадя и не жалея! На закате будет черная заря! ...А на сцене у роялей - два еврея с фанатизмом, с фанатизмом звонаря. Они видят. Они зрячи. Они слепы. Светом рампы высекаются, горя, два лица - не остывающие слепки озаренного безглазья звонаря. Обращаясь в полнозвучное мгновение, им даруются летящие часы... Ускользающий, как ветра дуновение, подголосок переходит на басы. Эта тема, возникая, крепнет где-то, нарастает в ошалелых звонарях; эти звуки поднимали трупы в гетто и бросали на охрану - в лагерях. Загораются не знающие страха - у стены, им больше некуда назад - чьи-то яростные, русского размаха первобытные семитские глаза. По великой, по забитой и распятой - ветер памяти, звучание неси; бьются струны - напрягаются канаты, пляшут руки звонарей Всея Руси. По исчезнувшим, сгоревшим, по нетленным - вьется пепел, завивается зола - по неверным, по невинно убиенным православные звонят колокола. Дни уходят, боль живет, не холодея, море ливнями рыдает о реке. Плач Израиля играют иудеи на славянском колокольном языке.
    Однако же пора мне эту книгу завершать. За что меня так одарило прошлое - ума не приложу. Возможно, в этом есть какой-то знак или знамение? Сигнал, что завершилась сочинительская жизнь и время сесть за домино и к телевизору? Пока не знаю. А вопросы с неких пор я стал остерегаться задавать - и вслух, и даже про себя. Имею я в виду вопросы о судьбе и прочей мистике, которая волнует нас, но нашей воле недоступна. А уж разуму - тем более. Меня на это надоумил некий сон, приснившийся недавно моему другу Володе Файвишевскому. Сон такой: он умер и стоит на небе перед Богом. Самого Творца он различает плохо - нечто явно бородатое в огромном светлом облаке, но голос Его слышит ясно и отчетливо. Бог велит ему покаяться и перечислить те грехи, которые Володя помнит и вполне осознает. А друг мой - человек ответственный и обстоятельный, поэтому рассказывает долго и подробно. И Бог ему задумчиво и добродушно говорит:
    - Вернись на землю, сын мой, и немного поживи еще.
    И тут Володя, пользуясь удобным случаем, стал задавать Творцу различные бытийные вопросы, до которых был и на земле большой охотник, только, никогда не находил на них ответа. Спрашивал он скрупулезно все, что волновало его там. И, выслушав, Господь ему досадливо сказал:
    - А не пошел бы ты, зануда, на хуй?

Пролог 1 2 3 4 Эпилог


    

Designe of page
CSI "Facktor"
mailto: foxmax@inbox.ru