ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ СЧАСТЛИВОГО ЧЕЛОВЕКА
Главная Предисловие Стихи Проза Фотоальбом Статьи Книги Выступления Подражания Антигарики Гимн Игорю Губерману
Гостевая Форум Голосования Друзья Новости Автор сайта Апофеоз тщеславия

Используете ли Вы программы для блокирования банеров, счётчиков и PopUp?
Да, постоянно
Да, часто
Да, иногда
Блокирую только PopUp ("Выпрыгивающие окна")
Нет, не использую
Впервые слышу о таких программах
Другое
Результаты

Поиск по сайту
:: www.yandex.ru ::

    И спросит Бог: никем не ставший,
    Зачем ты жил? Что смех твой значит?
    Я утешал рабов уставших,- отвечу я.
    И Бог заплачет.
    И. Губерман.

    На последнем нашем РАЗВАЛЕ упомянуто было имя известного литератора В.Кожинова. Причем, как показалось некоторым читателям, - упомянуто было в контексте совсем даже неблагоприятном для этого славного мужа. Спешу заверить, что чувств недобрых к Кожинову не питаю. И косвенным подтвержденном тому прошу считать оценку его книги о черносотенцах как книги неожиданной (так и подмывает написать неоЖИДанной). Так переворачивать всё с ног на голову способен только он - Кожинов. Евреи, оказывается, шибко обижали черносотенцев, и тем, надо полагать, ничего не оставалось, как.

    Так вот, с Кожиновым, как мне кажется, все просто и ясно. Даже при всей его не банальности. Историю творит - такое дело. Куда сложней обстоит дело с другим литератором. Из всех книг, собранных на Развале, его книги, вне всякого сомнения, самые неожиданные. Вот, пожалуйста, полюбуйтесь (и призадумайтесь). Губерман   во всей своей красе: "Еврейство - очень странный организм, /питающийся духом ядовитым, /евреям даже антисемитизм нужнее, /чем еврей - антисемитам". Еврей, пишущий неожиданно критично, хлестко и смешно о еврействе - тоже ведь очень странный организм. Парадоксальность как родовая черта? Очень даже может быть... Хотя нет, скорее индивидуальная. И - трезвость, что доказывать не нужно. Это самоочевидно. И бурнокипящая талантливость.

    Из стихов не на еврейскую тему, мои любимые эти:

    Еще колосится страница,
    Душа еще чувствует боль,
    И женское тело струится,
    И дивно свежит алкоголь.

    Но, дабы читатель не воспринял  Игоря  Губермана   как "Омара Хайяма наших дней" (у него, кстати, немало "хайямоподобных" стихов) процитирую совсем иные:

    Съев пуды совместной каши
    И года отдав борьбе.
    Всем хорошим в бабах наших
    Мы обязаны себе.

    А чтобы кто-нибудь - упаси Бог! - не подумал о  Губермане   как о певце своего народа (прозвавшем себя, между прочим, и совсем неслучайно, "антисемитом без крайней плоти"), а также - своих женщин и выпивки, - будем время от времени цитировать стихи, посвященные и другим народам. Обществам. Правительствам. Государствам. Свободе. Рабству. Миру. Алкоголю. Женщине. Евреям.

    Первой книгой, изданной в России (если не считать тех, что писались исключительно ради заработка и выходившим под разными именами, в том числе именами маститых литераторов) - первой "законнорожденной" книгой были "Гарики на каждый день" (Москва, МП "ЭМИА", 1992). До нее - тьма "пиратских", а еще раньше - "самиздатских". Вообще же у нас  Игорь  Губерман   (Гарик - его псевдоним и "домашнее" имя) после отъезда в Израиль (вернее - выдворения) начал публиковаться с 1987 года. Сначала это были подборки стихов в периодике.

    "Гарики" получились отменного качества. И сами стихи (уверяю, дюжина из них - шедевры!). И шрифты, и оформление обложки, титула-шмуцтитула (нарочито "академическое", в стиле "Памятников исторической мысли" - художник Елена Сарни). А иллюстрации А.Окуня? Чудо ведь! Весь тираж книги разошелся в считанные недели. И тираж-то по нашим временам - фантастический (два завода по 100 тыс. экземпляров). Следом за "Гариками" выходит книга прозаическая "Прогулки вокруг барака". Жанр ее довольно сложно определить, но то, что она строго документальна - факт. Эта книга - подробно честная (а, значит, - горькая) и занимательная в то же время, неожиданно светлая, совсем даже не чернушная. Судя по всему, "Прогулки" появились весьма кстати, и при обилии книг лагерной тематики эту постигла та же участь, что и предшествующую - "Гарики" (как и вышедшую примерно в одно время с "Прогулками" в казанском издательство "ТАН" книгу "Мой дух на сотни шуток рассыпется..."). Те, кто прочел "Прогулки вокруг барака", согласятся со мной: в лагерь-тюрьму теперь можно идти смело (тьфу-тьфу - тьфу!) Знание - сила!

    В 1994 году "Молодая гвардия" издала самую серьезную книгу  Губермана   "Штрихи к портрету". Не "стишата", но роман. Роман этот посвящен светлой памяти историка и филолога Натана Эйдельмана, с которым автор был дружен многие годы. Надо сказать, что среди друзей Игоря Миронович - всегда было полным-полно знаменитостей: Давид Самойлов, Илья Зильберштейн, Григорий Горин, Александр Иванов; вот и эту книгу оформлял знаменитый Борис Жутовский.

    Обладая совершенно невероятными человеческими качествами (умом, к примеру, беспощадно... добрым, щедрым), будучи человеком неуемно деятельным, предприимчивым, Игорь даже в "зоне" (а потом на "химии" - надо ли объяснять, что это такое?) оставался интеллигентом. Носителем высокой русской культуры (в том числе культуры матерной). Заражая всех и вся духовной энергией и жаждой познания (и жаждой жизни) - этот сын экономиста, по-настоящему русский человек, - легко сходится с людьми и в дружбе - так же талантлив, как и в сочинительстве. Талантлив и удачлив.

    В "Штрихах к портрету" есть такое место: "Это все надо записывать, - вяло думал Рубин (главный герой романа. - В.Г.), засыпая, - все записывать. Когда попаду в лагерь.стану все подряд записывать, что увижу и услышу интересное".

    В сущности, это и есть творческий метод  Игоря Губермана  . Не надо ничего сочинять. За нас сочиняет сама жизнь - только успевай записывать. Это, конечно, в большей степени относится к прозе. Но и в поэзии Губермана  легко обнаруживается благотворное влияние "среды обитания": улицы и двора (прогулочного дворика). Воли и неволи. Самая азартная игра и самая великая авантюра - жизнь человеческая.

    Творчество  Игоря  Губермана   - есть непрерывный акт благодарения. Богу и Судьбе. Стране, партии и родному правительству. Наконец, тюрьме: - "Я очень благодарен за всю прожитую жизнь. И за тюрьму, в частности, потому что это было очень интересно и очень познавательно" (интервью газете "Собеседник", ° 6, 1991 г.). Об этом же и в романе "Штрихи к портрету": "Бог наверняка не зря послал меня в такую творческую командировку". В романе, кстати, на девяносто девять процентов автобиографическом. Командировки, слава Богу, продолжаются. Нью-Йорк. Париж. Рим. Москва и Новосибирск, между прочим. Но уже, как вы понимаете, не в "столыпинских" спецвагонах.

    В 1994-м же в России вышла еще одна книга И.Г, "Иерусалимские гарики" (Москва, "Политекст"). Получилась она довольно грустной. Темы те же, что и в первой стихотворной книге, - вечные темы. Другое только звучание. Жизнь другая, возраст, людское окружение, небо над головой - вот и стихи получились невеселые, - так, наверное? Другие берега - другие гарики:

    Мир нельзя изменить, нет резона проклясть,
    можно только принять и одобрить,
    утолить бытия воспаленную страсть,
    и собой эту землю удобрить.

    Это не лучше и не хуже прежнего. Мудрости Игорю Мироновичу и раньше было не занимать. И здорового цинизма. Впрочем, мне ближе - созвучней - другие стихи:

    Народ любой воистину духовен,
    (а, значит, - и Создателем ценим)
    не духом синагог или часовен,
    а смехом над отчаяньем своим.

    И, может быть, зря я цитирую эти безнадежно-иронические стихи:

    Тихо выдохлась пылкость источника
    вожделений, восторгов и грез.
    В восклицательный знак позвоночника
    изогнулся в унылый вопрос.

    Когда надо бы другие, ибо они "погуберманистей", притом что ироничны запредельно:

    Меня любой прохожий чтобы помнил,
    а правнук справедливо мной гордился,
    мой бюст yже лежит в каменоломне,
    а скульптор обманул и не родился.

    И получается (результат неуемного цитирования, очевидно), что самая грустная книга Игоря Мироновича на самом деле просто-таки - гимн Жизни. Осанна и ЛИКУЙИСАЙЯ!

    Так что ступай, читатель, в библиотеку. Записывайся в очередь на  Губермана  . И - читай. Читай. Читай.

    Потому как нам всем нынче чрезвычайно важно читать этакое: "0птимизм... проявлялся у Рубина в постоянной и неизбывной радости существования. Смешанной с удивлением, что столько дано: жить, дышать, ездить, любить, читать, обмениваться словами..." (Из романа "Штрихи к портрету").

    Вл. ГРЕВНЕВ
    "Кузнецкий край" o 3 августа 1996 года


    ВЛАДИМИР ГРЕВНЁВ
    Шалом, или Я за мир


    "Движение против еврейства... представляет небывалое прежде нарушение самых основных требований справедливости и человеколюбия"
    (В.Соловьёв)
    "Мои мать и отец в эту горькую землю зарыты.
    Мои бабушка с дедом на этой земле сожжены"
    (В.Халупович)

    Десятилетиями еврейской темы в СССР вообще как бы не существовало. Только на "разговорно-бытовом" уровне: "Хороший парень,- за что его только евреем прозвали?", "Мой начальник ведёт себя как еврей", или вот, "Едут?.. Скатертью дорога!"

    Темы не существовало, но вот иное официальное лицо, произнося бодрую речь: "У нас в стране антисемитизма нет, и все разговоры о еврейском вопросе надуманны", - вдруг спотыкалось на слове "еврейском", густо краснея при этом, теряя нить разговора.

    Вопроса не было,- отчего ж одно только слово еврей приводило в смятение очень и очень многих людей?

    Летом 1988 года в "Московских новостях" публикуется статья Бориса Бермана. Автор восклицает в сердцах, почему это грузинов именуют грузинами, русских - русскими, а евреев - "лицами еврейской национальности"? Действительно - почему?

    Я знаю немало людей, вздрагивающих при слове "еврей" в любых сочетаниях. До сих пор вздрагивает мой отец, а можно ведь уже и не вздрагивать, поскольку, очевидно, и для евреев наступили новые времена. В стране вроде как - разгул демократии. Во время Шестидневной войны (1967г.) отца не шутя, спросили, за кого он: за арабов или за евреев? Он не шутя и ответил: - "Я зa мир". Автор этих строк - тоже за мир, как и подавляющее большинство евреев. Кстати, даже приветствие наше "Шалом!" - переводится с иврита как "Мир!".

    Не все за мир в моей стране. Нет мира, когда есть раздор. Однажды, гуляя, но одному сибирскому городку, на заборе среди надписей "Спартак" - чемпион!" и "Хард-рок", обнаружил и такую: "Нет евреям!". Детские шалости? Может быть. Только почувствовал я себя словно пригвожденным к этому забору... Тем, кто уверяет, будто нет у нас антисемитизма, предлагаю вспомнить еврейских юношей и девушек, которых ещё в недавние 70-е годы не принимали в вузы ("Поймите, дело совсем не в вашей национальности."), мужчин и женщин "определенной национальности", не сумевших получить работу или должности, которые они нередко заслуживали больше других.

    Много чего тут можно вспомнить. Вот почему, увидев ту "шаловливую" надпись на зaборе, я мысленно продолжил нескончаемый диалог с антисемитами. Проклиная евреев, те очень любят пожонглировать именами: "Евреи - народ Иуды Искариота, двойного Иуды - Азефа, палача Ягоды, лагерных душегубов Бермана и Фирина, душителя советской литературы Авербаха, сталинского прихвостня Кагановича. Евреи в лучшем случае - это Абрамы и Сарры, Рабиновичи-Абрамовича из наших, - спорить, надеюсь, не станете - весьма недурственных анекдотцев".

    Сразу замечу, что многочисленные и большей частью действительно неплохие анекдоты про Абрамовичей-Рабиновичей сочинены самими евреями. Это ж всему прогрессивному человечеству известно! Потом, простите, евреи - это не только исторический Каганович и "символический" Рабинович. Это еще Альберт Эйнштейн и Осип Мандельштам, Шолом-Алейхем и Исаак Левитан. Чарли Чаплин, Барбара Стрейзанд, Элвис Пресли. Смею вас заверить, что кроме Бермана и Ягоды, личностей, бесспорно, паскудных, среди нас были, есть и пребудут во веки вечные: Иисус Христос, святые пророки и апостолы (кстати, все сплошь из "народных низов"), великие праведники и неукротимые смутьяны-бунтовщики, меценаты и негоцианты (чем плохо?), "врачи-отравители" из профессуры и скромные уездные лекари. Ювелиры, аптекари, сапожники, царь Давид и Давид Ойстрах, музыкант, поэт милостью божьей Иосиф Бродский и Бродские - сахарозаводчики. Немец Генрих Гейне и австриец Франц Кафка. Прославленные американцы Джордж Гершвин и Артур Миллер. Знаменитые поляки Юлиан Тувим, Станислав Ежи Лец. Наконец, русские писатели Эренбург, Пастернак, герой-подводник Фисанович, солдат Иосиф Бумагин, повторивший подвиг Александра Матросова...

    Сколько их еще, всечеловеческую науку и культуру поддерживающих и преумножающих с древнейших времен и доныне? А сколько таких, кто ничем не знаменит, кто просто еврей и этим только и интересен. Или же - кто и этим не интересен?
    Простите за это "жонглирование" именами, но, видит Бог, не мы его начали...

    Русский писатель Леонид Андреев писал в свое время: "Доказывать, что "еврей тоже человек", значило бы сильно низко кланяться абсурду, оскорблять тех. кого любишь и уважаешь". Выходит, заниматься этим ныне, тем более негоже? Когда окончательно победил социализм, когда интернационализм - каждодневен и повсеместен, а национализм - только "имеет, к сожалению, место", и это место в Сумгаите, ну еще в Фергане, ну, пожалуй, еще в..?

    Значит, товарищи официал-оптимисты, нет еврейского вопроса? Раньше был,- теперь нет. Что же в таком случае мы имеем вместо вопроса? Свободу. Равенство. Братство. Как и все советские люди. У евреев, кроме того, имеется своя "государственность" в виде Биробиджана (где евреев живет намного меньше, чем русских и украинцев), свой собственный и единственный журнал, единственная газета. Два на всю страну национальных театра.

    Прав Леонид Андреев. Доказывать, что "еврей тоже человек" - занятно, конечно, не самое благородное. Но, боюсь, что многими людьми напрочь забыто даже то, что они вообще люди. Поэтому напоминания и такого рода ("евреи не марсиане"), наверное, не излишни.

    Да, у нас немало людей, понимающих, что не все беды российские и вселенские от евреев, только часть. Но существует ведь и другой взгляд. И взгляд этот принадлежит, как ни странно, тем, кого мы традиционно относим к интеллигенции. Кто, по нашему мнению, просветлять должен зрение человеческое, но не замутнять его.
    "Горе вам, книжники и фарисеи",- сказано Иисусом Христом.
    Многие наши беды происходят, очевидно, от нашей доверчивости. И надо, наконец, признать, что доверчивость, легковерие столь же традиционны для России, как и свободомыслие. Мы все так же "ленивы и нелюбопытны", как и в то время, когда это было сказано. Не в этом ли причины фантастических масштабов веры "мастерам пера", "инженерам душ человеческих" и фантастического же их успеха у публики? Успеха тех, кто возрождение национального духа, национальной совести, "национальной гордости великороссов" мыслит исключительно в формах национально-шовинистических. Стало быть, - изначально рабских.

    "Ненависть к евреям часто бывает исканием козла отпущения, - пишет философ Николай Бердяев в работе "Христианство и антисемитизм". - Когда люди чувствуют себя несчастными и связывают свои личные несчастья с несчастьями историческими, то они ищут виновника, на которого можно было бы все несчастья свалить... Нет ничего легче, как убедить людей низкого уровня сознательности, что во всем виноваты евреи. Эмоциональная почва всегда готова для создания мифа о мировом еврейском заговоре, о тайных силах "жидо-масонства" и пр. Я считаю ниже своего достоинства опровергать "Протоколы сионских мудрецов". Для всякого, не потерявшего психологического чутья ясно при чтении этого низкопробного документа, что он представляет наглую фальсификацию ненавистников еврейства. К тому же можно считать доказанным, что документ этот сфабрикован в департаменте полиции".

    С Бердяевым не согласен один из лидеров нового почвенничества, редактор "Нашего современника" Станислав Куняев. Он не полемизирует напрямую с великим философом (зачем же лезть на рожон!), он ведет спор, так сказать, за кадром. "Кстати, о "Протоколах сионских мудрецов", - замечает Куняев. - ...Эта книга - плод тщательного анализа всей политической истории человечества. Кто бы ее ни создал, - она создана незаурядными, умами, злыми анонимными демонами политической мысли своего времени. Написана она вроде бы от имени "сионских мудрецов", но годится как инструкция для диктаторов всех времен и народов... "Протоколы" - плод работы античеловеческого ума и почти сверхъестественной, поистине сатанинской воли".

    Не правда ли, разница в оценках одного и того же документа громадная? И напрасно Куняев пытается делать вид, что готов отдать "лавры" авторства "Протоколов" не евреям. "Сверхъестественная сатанинская воля" - по определению - может быть только у евреев. Чего уж там?

    Не решается вступить в открытый спор с русскими философами и публицистами прошлого и лидер современного "научного" антисемитизма, известный ученый-математик Игорь Шафаревич.

    Гордость отечественной философии Владимир Соловьев в статье "Протест против антисемитического движения в печати" пишет: "Движение против еврейства. представляет небывалое прежде нарушение самых основных требований справедливости и человеколюбия. Мы считаем нужным напомнить русскому обществу эти элементарные требования. Их забвение есть единственная причина так называемого еврейского вопроса, а простое и искреннее принятие есть единственный путь к его разрешению". Приведу одно только такое требований: "Bо всех племенах есть люди, негодные и зловредные, но нет и не может быть зловредного племени, так как этим упразднялась бы личная нравственная ответственность и потому всякое враждебное заявление или действие, обращенное против еврейства вообще и против евреев как таковых показывает или безрассудное увлечение слепым национальным эгоизмом, или же личное своекорыстие и ни в коем случае оправдано быть не может".

    Так вот, Шафаревич, не согласный, похоже, с соловьевскими доводами, упрекая евреев кроме всего прочего в том. что они, якобы "наложили всяческие ограничения и запреты на еврейскую тему", далее рассуждает так (статья-"Русофобия", "Наш современник" ° 11, 1989.г.): "Более рационально аргументировано тот же запрет высказывается в такой форме: неоправданно любое суждение о целом народ, этим отрицается автономность человеческой индивидуальности, одни люди становятся ответственными за действия других. Но, приняв такую точку зрения, мы должны бы вообще отказаться от применяемых в истории общих категорий: сословье, класс, нация, государство".

    Казалось бы, вооружившись этими общими категориями, Шафаревич и будет разоблачать столь не любимое им еврейство. Но не тут-то было. Термином нация он практически не пользуется, введя в обиход кажущийся ему более точным - "малый народ", словосочетание больше напоминающее эвфемизм. Более расплывчатое и менее определенное, чем нация.

    Указывая "малому народу" на его "законное", постыдно малое по существу место (и географически, и политически), Шафаревич и его единомышленники расписываются как бы в своем могучем русском патриотизме. Что же такое патриотизм? Многие думают, что это простая, без затей любовь к отечеству, "любовь к родному пепелищу". Ошибаетесь! Истинный патриотизм - это "скрижальная" формула николаевская, данная России на веки вечные: Православие. Самодержавие. Народность. Эта триада идеологическая принята многими нашими современниками - почвенникам, как "символ веры", как аксиома.

    Представляете? Православие без Бога, потому как без любви к ближнему! Ибо "Кто говорит: "Я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец, не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит?" (Иоанн Богослов).
    Поскольку православие, христианство - один из фундаментов, на который опирается мысль нынешних антисемитов-теоретиков, в споре с ними вновь прибегну к мудрости Бердяева и Соловьева, - очень они убедительно высказывались в свое время на эту тему. "С христианской точки зрения pacовый антисемитизм совершенно недопустим, - говорит Бердяев. - Христианство провозгласило ту истину, что нет эллина и нет иудея. Оно обращено всему человечеству и ко всякому человеку, независимо от расы, национальности, класса и положения человека в обществе. Не только расовый антисемитизм, но и вообще расизм не выдерживает критики с трех точек зрения - с религиозной, моральной и научной. Он недопустим для христианина, который должен видеть в каждом человеке "образ и подобие Божье...". А вот горькое и, по существу, разоблачительное признание Владимира Соловьева: "Иудеи всегда относились к нам по-иудейски; мы же, христиане, напротив, доселе не научились относиться к иудейству по-христиански. Они никогда не нарушали относительно нас своего религиозного закона. Мы же постоянно нарушали и нарушаем относительно их заповеди христианской религии".

    Про самодержавие особо распространяться не буду, ибо только, возможно, некоторым из активистов "Памяти" неясно, что это обозначение рабства, едва ли не самое явное его проявление. Один из примеров - недавний культ личности.

    Итак, православие без Бога, самодержавие - как форма поддержания рабства... Во что еще, как не в расизм, может вылиться, если исходить из контекста, декларируемая "новыми почвенниками" народность?

    И вот одни из таких "народников" и "патриотов", красноярский писатель А. Бушков уже предупреждает евреев (спасибо, что хоть не угрожает): "Последние должны понять, что за много лет к ним накопились вполне обоснованные претензии... Что многие русские раздражены и возбуждены нынешней ситуацией". И дальше: "Русские должны уяснить, что им и дальше предстоит жить бок о бок с сотнями тысяч евреев". Понимаете - "предстоит жить"? Евреи как неизбежное зло. Согласитесь, мало это похоже на христианское "возлюби ближнего своего". Невольно вспомнишь одно из самых парадоксальных определений патриотизма: "Последнее прибежище негодяев"!

    Когда же наши "спасители" рисуют картины всеобщей беды, постигшей некогда могучее государство, то вначале изображают напрочь вырожденное и выхолощенное русское в его исконных пределах "от Москвы до самых до окраин", а затем представляют тех. кто в эти пределы проник извне с тем, чтобы разрушить вековую гармонию. То есть, инородцев, иноверцев, инакомыслящих. Жидомасонов тех же, исполинов мифологических, обладающих чудовищной силой и живучестью.

    Вот, например, что пишет Шафаревич (отрицая, надо отдать ему должное, симбиоз евреев с масонами): "Бросается в глаза особенно большая концентрация еврейских имен в самые болезненные
    моменты среди руководителей и исполнителей акций, которые особенно резко перекраивали жизнь, способствовали разрыву исторических традиции, разрушению исторических корней". И уж тут Шафаревич показал свое знание вопроса во всю ширь! Как только какая-нибудь гадость в новой российской (то есть, советской) истории обнаружится - тут как тут какое-нибудь еврейское имя, а то и несколько имен. Вот образчик: "Или, наконец, уничтожение Православной церкви: в 20-е годы им руководил Троцкий (при ближайшем помощнике Шпицберге), а в 30-е-Емельян Ярославский (Миней Израилевич Губельман). Тот период, когда кампания приобрела уже грандиозный размах, освещается в самиздатском письме покойного украинского академика Белецкого. Он приводит имена основных авторов атеистической литературы: Емельян Ярославский (Губельман), Румянцев (Шнайдер), Кандидов (Фридман). Захаров (Эдельштейн), Ранович, Шахнович, Скворцов-Степанов, а в более позднее время - Ленцман и Менкман".

    С каким видимым наслаждением, однако, солидный учёный, член-коррес-пондент АН раскрывает эти скобочки, будто желтые метки ставит на спинах всех этих Румянцевых и Захаровых: мол, не спрячешься, жид ты этакий, за русской фамилией!

    Только, ей богу, с трудом верится, будто Шафаревич
    всерьез считает, что кучка евреев за несколько лет смогла порушить монументальное здание Православной церкви, что именно их - Губельмана, Эдельштейна, Шахновича - призывы достигли глухих деревень России и так распалили мужиков, вчерашних прихожан, что те как по команде рванулись рушить колокольни, срывать со стен церквей иконы со святыми ликами, осквернять храмы. Много глубже зарыты здесь причины.

    "Совсем не евреи по преимуществу стояли во главе воинствующего безбожия, - считает Бердяев, - русские играли в этом очень большую роль. Я даже считаю, что существует русский воинствующий атеизм, как явление специфически русское. Русский барин - анархист Бакунин был его крайним и характерным выразителем. Таков же был Ленин".

    Я вовсе не иронизирую, когда говорю о том, что все несчастья российские Шафаревич связывает с еврейскими происками. Скажу больше. Своей "Русофобией" он медленно, но верно - факт за фактом, цитата за цитатой, фамилия за фамилией подводит читателя к мысли о существовании векового еврейского заговора. Заговора поистине сатанинского, в котором всё - и ужасающая нищета большинства евреев, и бесконечное мыканье их по свету, и кровавые погромы (ими же самими спровоцированные!) - определялось и управлялось одной целью: завладеть миром!

    Правда, не объясняет член-корреспондент, как можно запланировать такое аж на две тысячи лет вперед? Запросто! Заговор-то по определению - дьявольский, и сети его плетет некая неведомая потусторонняя сила вкупе с "малым народом". А иначе ведь невозможно объяснить то, что пишет Шафаревич, - сомкнуть звенья цепи, что он кует. Сам же он их и не пытается смыкать. Он просто фактики да цитатки подкидывает, а фактики эти такие, что, узнав их, даже иной убежденный интернационалист, ужаснувшись, воскликнет: "Вот сволочи, семя Иудино!..".

    Едва ли Шафаревичу удастся ответить на такой вопрос: как же это они, бесы-то, так все хитро, на столетия распланировав, вдруг просчитались с фашизмом, кровавыми расправами в гетто, печами концлагерей? Или, может быть, и это все входило в дьявольский план еврейский? Может быть, этой кровавой баней, они хотели сбить человечество с толку, довести его до такого состояния, когда оно, обессиленное от слез, пролитых по несчастным евреям, потеряло всякую бдительность, а евреи в это время - хвать! - и взяли бы человечество голыми руками, достигнув, наконец, вожделенного господства над миром?

    Только вот в который уже раз осечка вышла: Шесть миллионов положили, подставили. Миром не завладели.

    Вот и "поспорили" с Шафаревичем. Хоть и горький осадок остался от этого спора, все же не могу не признаться: умного человека в любом случае послушать полезно. Но "имеющие уши" по многовековой привычке слушают других, тех, кто попроще да поголосистей. Тех, "кто не способен представить, что наше явление на свет в той или иной семье, в той или иной стране, в то или иное время - это жребий, вытянутый из волшебного мешка, таинственная случайность, в которой нет нашей заслуги". Эти слова - из интервью поэта Александра Кушнера.

    Поэт не обязательно должен быть громогласным обличителем. Он может быть негромким, проницательным и порицающим. Пронзительным: Евреи хлеба не сеют,
    Евреи в лавках торгуют.
    Евреи раньше лысеют,
    Евреи больше воруют.
    Евреи люди лихие.
    Евреи солдаты плохие.
    Иван воюет в окопе.
    Абрам торгует в рабкоопе.
    Я все это помню с детства.
    Скоро совсем постарею.
    Но все никуда не деться
    От крика: "Евреи! Евреи!"
    Не торговавши ни разу,
    Не воровавши не разу,
    Ношу в себе, как заразу,
    Проклятую эту расу.
    Пуля меня миновала,
    Чтоб говорили не лживо:
    "Евреев не убивало!
    Все воротились живы!".
    Так говорил о себе и о народе своем Борис Слуцкий. Так говорим о себе мы, зная, что говорят о нас другие. Такая горькая ирония.

    Каким же видится русский народ радетелям русского? Приведу только два патетических высказывания красноярского писателя Бушкова (он, кажется, как раз из тех, кто попроще): "Сплошь и рядом кликушеские вопли о возрождении мифического "великорусского шовинизма" вызывают всего лишь попытки русских подняться с четверенек, выпрямиться во весь рост". "Так пусть же они (евреи. - В. Г.) попытаются понять озлобленного русского, сидящего посреди развалин России, и не сваливают на Сталина преступления Ягоды, Бермана, Когана, Кагановича!".

    Согласитесь, есть в этих словах что-то безобразно жалкое, унизительное. Больше всего меня изумляют абсурдные, бредовые заявления о том, что евреи, численность которых составляет меньше одного процента от населения страны, поставили "на четвереньки", одурачили и поработили русский народ. Куда же подевалась у этих "книжников и фарисеев" непомерная гордость великороссов. Казалось бы, они не должны были вынести даже самой мысли о возможности такого "порабощения"? Впрочем, мысли они выносят и куда более рискованные, словно проверяя своих читателей на крепость психики. Один историк с "развалин" журнала "Наш современник" (имеется в виду жуткий упадок некогда передового издания) к вящей радости антисемитов поведал о том, что еврейство-де является не национальностью, а социальным продуктом истории, достигающим расцвета в условиях буржуазного общества!

    Вот бы Алексей Максимович Горький поразился: столько писал о евреях и о еврействе, не ведая, что они за продукт! Приведу его высказывания, посвящённые участию евреев в политической жизни страны: "Еврейство боролось за политическую свободу России гораздо более честно, чем это делали многие русские люди, потому что евреи давали гораздо меньше ренегатов и провокаторов...". Есть у него и такие высказывания: "Зиновьев и Володарский - евреи, которые упрямо забывают, что их бестактность и ГЛУПОСТЬ служат материалом для обвинительного акта против всех евреев". Очень важная деталь: Алексей Максимович такое обвинительное мышление именует болезнью: "Идиотизм - болезнь, которую нельзя вылечить внушением". И ещё: "Так как среди евреев оказалось семь с половиной большевиков, значит, во всем виноват еврейский народ?".

    Последнее весьма актуально, не правда ли? Ведь и революция значится у многих борцов за "чистоту нации" в списке злодеяний евреев. Расстрельщики царской семьи Голощекин и Юровский, неразлучные братья-оппортунисты Каменев и Зиновьев, Свердлов - истребитель русского казачества и подлинный "князь тьмы" Лейба Троцкий, - читайте у Шафаревича, а лучше в листовках "Памяти", где собрались самые матёрые, самые рррррусские из русских патриотов.

    Правда, дьявольский список можно легко заменить равнозначным по критерию революционности: Дзержинский. Менжинский, Вышинский; Тухачевского прибавить, "до кучи". Поляки - вот источник всех бед! (Этот фокус с заменой, надо сказать, проделывал - и весьма успешно! - поэт  Игорь  Губерман  , причём в буквальном смысле, "на нарах", ибо в качестве его оппонентов выступали лагерные антисемиты, довольно редкая "масть" на наших интернациональных зонах). Так вот, если вам покажется, что не сравниться числом полякам с безродными от века евреями, прибавим к полякам латышей. На VI съезде РСДРП(б) второе по числу делегатов место после русских (92) занимали евреи (29), а уж третье - латыши (17).

    А может быть, немцы сыграли в судьбе России роковую роль? Может быть, тоталитаризм российский начинается с Петра Великого, с прорубленного в Европу окна? Да нет же! Не немцы, не курляндцы, не татары, не тюрки: виноватее всех - евреи! Потому что - виноватее!!!

    Обратимся вновь к Бердяеву: "Для русских антисемитов обвинение... сводится к тому, что русская коммунистическая революция создана евреями. Фактически это неверно. Ленин не еврей, не евреи и многие другие вожди революции, не были евреями огромные рабоче-крестьянские массы, давшие победу революции... Евреи играли немалую роль в революции, они составляли существенный элемент в революционной интеллигенции, это совершенно естественно определялось их угнетенным положением. Что евреи боролись за свободу, я считаю их заслугой. Что и евреи прибегали к террору и гонениям, я считаю не специфической особенностью евреев, а специфической и отвратительной особенностью революции на известной стадии её развития".

    Не на последнем месте у антисемитов и такая тема, как национальный характер. Русским-де свойственны сострадательность, "всемирная отзывчивость", душевная щедрость и широта. Евреи - меркантильны, их даровитость и состоятельность обеспечиваются умением прошмыгивать, просачиваться, поспевать. К лучшему месту, к завидному положению, к лакомому куску. Вы сомневаетесь, что хитрость, изворотливость, алчность и плутовство - суть национальные особенности евреев? Я приведу свидетельство поэта. "Поэт всегда прав", - говорила Анна Ахматова.

    На обочинах листья, как дорожные знаки.
    К югу тянутся птицы и хлеб недожат.
    И лежат под камнями москали и поляки,
    А евреи так вовсе нигде не лежат.

    А евреи - евреи белым облачком реют,
    Их следов не отыщешь, кусая губу:
    А евреи хитрее, а евреи мудрее -
    Прямо к Богу пробрались в дымовую трубу!

    И ни камня, не песни от жидов не осталось,
    Только ботиков детских игрушечный ряд.
    Что бы с ними не сталось, - не испытывай жалость.
    Ты послушай-ка лучше, что про них говорят.

    Эту песню Александр Городницкий, насколько мне известно, написал под впечатлением от посещения мемориала "Освенцим".

    Что же еще говорят? Много чего ещё. У меня просто стихов не хватит, чтобы истолковать и оправдать все грехи иудейские. Или все-таки - ЮДОФОБСКИЕ?

    Говорят о еврейском богатстве. "Я знаю, откуда легенды о еврейском богатстве - евреи всегда за все расплачиваются" (Е. Лец).
    Говорят об их нелюбви к России. "Я убежден, я знаю - в массе своей евреи обнаруживают более разумной любви к России, чем многие русские" (М. Горький).

    Говорят еще вот о чем. Евреев в СССР меньше одного процента, а в его полической и культурной жизни они составляют 10-20 процентов. Удивительно, как это удалось вычислить, ведь для этого необходимо провернуть работенку едва ли не равную всесоюзной переписи населения. Не менее удивительно и то, как это "сионским мудрецам" не удалось ввести своих эмиссаров в Политбюро? Правда, в Верховном Совете нас достаточно много. Хотя, постойте. Кто есть такой - депутат? "Посланный" народом. Так в словаре. И в жизни так. Посланные народом Латвии, Литвы, Москвы... Коган. Канович. Кобзон. Заславский. И не куда подальше, а в высший орган власти государства.

    Впрочем, почти безнадежной представляется мне задача разубедить людей убежденных, разуверить уверовавших. Слово доброе о моем народе воспринимается подчас как крамола. Уж во всяком случае, - с малой степенью доверия. Все равно как уверения человека, побывавшего в психушке, что оказался он там по чистой случайности или же - по чьей- то злой воле.

    Так что же все-таки нам с нами делать? Об этом знает член-корр. Академии наук Игорь Шафаревич, кому же, как не член-корру и знать? "Одно из двух, - цитирует он книгу "Россия и евреи", - либо иностранцы без политических прав, либо русское гражданство, основанное на любви к Родине. Третьей возможности нет".

    "Но нашлось течение, - возмущается Шафаревич, выбравшее именно третий, невозможный, с точки зрения автора, путь. - Не только не любовь к Родине, а полная отчужденность, активная враждебность ее духовным началам, и не только не отказ от политических прав, но напряжение всей воли и сил для воздействия на жизнь страны. Такое соединение оказалось поразительно эффективно; оно создало "малый парод", который по своей действенности превзошел все другие варианты этого явления, возникшие в истории".

    Надо очень ненавидеть евреев, испытывая одновременно чувство жуткой растерянности от беды, постигшей Россию, чтобы так вот безоговорочно свалить на них - и ни на кого больше! - всю вину за несчастья и невзгоды российские.

    А ведь слова Шафаревича, "очищенные" от академической деликатности, можно прочесть и так: "Откажитесь от своей крови, от своей истории, родителей, Бога - или убирайтесь в свой чёртов Израиль! Хватит поганить нашу землю. Вон!".

    Кто же это поганил-то, интересно, и продолжает поганить? Уж не Шостакович ли это и Плисецкая, Аркадий Райкин с Ролланом Быковым, братья Стругацкие и братья Вайнеры? ("Активная враждебность духовным началам"). Геолог Давид  Губерман , поставивший мировой рекорд бурения ("Кольская сверхглубокая скважина")? Шахматисты - чемпионы мира - Ботвинник, Таль, Каспаров? Может, герой Порт-Артура, полный кавалер Георгиевского креста Трумпельдорф? Герой Советского Союза, лётчик- испытатель Галлай? Солдаты и офицеры Великой Отечественной, известные и безызвестные? ("Не только не любовь к Родине, а полная отчуждённость."). Может, школьный учитель физики Рубин или фотокор районной газеты Кац, фармацевт Немик, горный мастер Резник, - мои земляки- сибиряки, ничем не особенно не прославившиеся, достойные люди, только и всего. Просто люди.

    Так что, товарищи антисемиты, поконкретнее бы надо вам, покорректней. Списочек "полезных" евреев специально готовить не надо - все мы на виду. Вы другой потрудитесь составить - вредных евреев, врагов России и рода человеческого. Впрочем, о чём это я? Есть такой список! Был и раньше, назывался "расстрельным". Боюсь, дай вам волю - оказались бы в нём все евреи без разбору, и полезные, и вредные!

    Что же касается вашего доброжелательного ("подобру-поздорову") предложения убираться в Израиль, то, благодарим покорнейше и будьте покойны, - мы им давно уже воспользовались, ещё во времена праотцев, пользуемся и ныне. И в Израиль, и в Америку, и в Германию, - и куда только не бегут, не едут евреи! И это вместо того, чтобы исполнять терпеливо свой мистический долг - разрушительно "воздействовать на жизнь страны", причём - изнутри, ибо делать это извне, находясь на земле обетованной, на других землях - весьма затруднительно, неэффективно. Впрочем, как сказал поэт: "Евреев очень мало на земле, Но каждого еврея очень много!" У нас с вами не всё ещё потеряно.

    Разумеется, не только и не столько для вас написана эта статья. Для тех, кто сомневается, кто взыскует правды. И если мне удалось убедить хотя бы одного человека в том, что "антисемитизм- это трагедия не евреев, а русских" (для первого раза и этого достаточно), - знайте: автор этих строк - самый счастливый еврей во всём Союзе. Шалом!!!


    "Комсомолец Кузбасса", 15 февраля 1990 г.

    Владимир Гривнёв
    Взятo отсюда: http://graygraff.narod.ru

    >>> Читать следующую статью >>>


    

Designe of page
CSI "Facktor"
mailto: foxmax@inbox.ru