Вечный странник
|
|
|
Утучняется плоть. И. Губерман. Игорь Губерман, родившийся в Москве
в 1936 году, закончил технический вуз, много путешествовал
и сменил много профессий. Он автор нескольких научно-популярных
книг, получивших в свое время известность. Но, пожалуй, главным в
его литературном творчестве были и остаются четверостишия-'гарики',
которые он с необычайной легкостью сочинял всегда, везде и обо всем,
дарил и читал самым разным людям. В те времена не только литература,
но и математика была партийной, поэтому автор получил пять лет
лагерей по сфальсифицированной уголовной статье, повторяя тем самым
путь многих русских литераторов. Отбыв срок наказания,
в 1984 году Губерман вернулся в Москву. Но время от
времени ему неизменно напоминали, что он 'под колпаком'. И вот в
очередной раз сработала тупая и неумолимая машина, выбрасывающая
российских литераторов за рубеж.
Теперь Игорь Губерман живет в Израиле. За рубежом и в
России вышли несколько сборников его стихов, автобиографическая
книга 'Прогулки вокруг барака', роман 'Штрихи к портрету' об
удивительной судьбе Натана Эйдельмана и - последняя по времени
написания - 'Книга странствий' - своеобразное подведение
итогов.
Проза Губермана отличается от столь привычных уже
'гариков', которые за многие годы превратились в элементы народного
фольклора. Отличается по стилю и, скажем так, отсутствию лаконизма,
неизменно сохраняя присущую автору афористичность. 'Я уже в
возрасте, который в некрологах именуется цветущим. В такие годы
пишут умные и серьезные книги, но я еще настолько не состарился.
Хотя уже охотно ощущаю ежевечернее глотание лекарств как исполнение
супружеского долга'. Читать такие книги - праздник, но для
рецензента существует соблазн пойти по пути наименьшего
сопротивления: надергать лакомых цитат, которые говорят сами за себя
(за кадром их все равно останется предостаточно) и разбавить
'гариками' - благо они существуют на все случаи жизни. К сожалению,
при этом будет ярко представлен автор, но не его личность, а
основная ценность 'Книги странствий' как раз в том, что она дает
возможность познакомиться с живым человеком, почувствовать его
неповторимое ('прямо-таки радиоактивное', по выражению Дины Рубиной)
обаяние и жизненную энергию. А кроме того, колоссальную эрудицию,
блестящее остроумие: в общем, перечислять можно долго.
Судьба каждого человека, даже самая трагическая,
включает в себя множество смешных эпизодов, и Губерман обладает
необыкновенным талантом это смешное подмечать и очень 'вкусно'
пересказывать. 'Лично меня (дефект душевного устройства) интересуют
в жизни только эти эпизоды: я их замечаю, я про них расспрашиваю,
мне от них тепло, светло и хорошо'. Только не надо делать вывод, что
вся проза Губермана сплошь состоит из эстрадных баек, - отнюдь. Он
философствует, рассуждает о соблазнах и смертных грехах, приводит
жизнеописания великих и интересных людей, не обходит вниманием и
больной 'еврейский вопрос', но разбрасывает повсюду блестки этих
смешных эпизодов. 'Ибо я рассказываю только правду, а она - намного
ярче вымысла'. Он изобрел следующий прием - я, по крайней мере, с
таким столкнулась впервые: 'Если вы в моей книге прочитаете: 'как
говорил Филоктет в беседе с Фукидидом, - не используйте эти слова в
научных трудах, ибо летучие цитаты я обычно сочиняю сам'.
Язык, которым написана 'Книга странствий' - язык не
прозаика, но поэта. Все мы, конечно, пользуемся тем, что в русском
языке не существует жесткого порядка слов, но Губерман обращается с
инверсией внутри предложений прямо-таки виртуозно: 'идея в виде
лозунга была, звучала как высокая инструкция', 'Я спохватился, беса
опознав, самовлюбленным идиотом обозвал себя в сердцах, а после -
гнусным именем поэта одного, который с этим бесом проживает
неразрывно весь свой век', 'тому двенадцать лет назад все было, как
сейчас', и так далее, создавая очень любопытный и совершенно
неожиданный гибрид поэзии и прозы. А какой это мастер неологизмов!
'Психоложество' - о туманных рассуждениях в книжке по психологии,
'вагиновожатый' - о Генри Миллере. Он большой любитель ненормативной
лексики - 'матерщинник и крамольник', но поскольку употребляет ее
исключительно к месту, то смотрится это очень эффектно.
У Дины Рубиной есть отличный рассказ под названием
':Выпивать и закусывать:', посвященный Игорю Губерману. Рассказ этот
можно рассматривать как дополнение к 'Книге странствий', несколько
ярких и точных штрихов, которые дадут нам более полное представление
о незаурядности этого человека.
Евгения Дегтярь Опубликовано на сервере ПИТЕРbook, июнь-июль 2003 г
|
|
|
Designe of page |