Вечный странник
Главная Предисловие Стихи Проза Фотоальбом Статьи Книги Выступления Подражания Антигарики Гимн Игорю Губерману
Гостевая Форум Голосования Друзья Новости Автор сайта Апофеоз тщеславия

Используете ли Вы программы для блокирования банеров, счётчиков и PopUp?
Да, постоянно
Да, часто
Да, иногда
Блокирую только PopUp ("Выпрыгивающие окна")
Нет, не использую
Впервые слышу о таких программах
Другое
Результаты

Поиск по сайту
:: www.yandex.ru ::

    Утучняется плоть.
    Испаряется пыл.
    Годы вышли

    на медленный ужин.
    И приятно подумать,
    Что все-таки был
    И кому-то бывал даже нужен.

    И. Губерман.
    'Гарики на каждый день'


    Игорь Губерман, родившийся в Москве в 1936 году, закончил технический вуз, много путешествовал и сменил много профессий. Он автор нескольких научно-популярных книг, получивших в свое время известность. Но, пожалуй, главным в его литературном творчестве были и остаются четверостишия-'гарики', которые он с необычайной легкостью сочинял всегда, везде и обо всем, дарил и читал самым разным людям. В те времена не только литература, но и математика была партийной, поэтому автор получил пять лет лагерей по сфальсифицированной уголовной статье, повторяя тем самым путь многих русских литераторов. Отбыв срок наказания, в 1984 году Губерман вернулся в Москву. Но время от времени ему неизменно напоминали, что он 'под колпаком'. И вот в очередной раз сработала тупая и неумолимая машина, выбрасывающая российских литераторов за рубеж.
    Теперь Игорь Губерман живет в Израиле. За рубежом и в России вышли несколько сборников его стихов, автобиографическая книга 'Прогулки вокруг барака', роман 'Штрихи к портрету' об удивительной судьбе Натана Эйдельмана и - последняя по времени написания - 'Книга странствий' - своеобразное подведение итогов.
    Проза Губермана отличается от столь привычных уже 'гариков', которые за многие годы превратились в элементы народного фольклора. Отличается по стилю и, скажем так, отсутствию лаконизма, неизменно сохраняя присущую автору афористичность. 'Я уже в возрасте, который в некрологах именуется цветущим. В такие годы пишут умные и серьезные книги, но я еще настолько не состарился. Хотя уже охотно ощущаю ежевечернее глотание лекарств как исполнение супружеского долга'. Читать такие книги - праздник, но для рецензента существует соблазн пойти по пути наименьшего сопротивления: надергать лакомых цитат, которые говорят сами за себя (за кадром их все равно останется предостаточно) и разбавить 'гариками' - благо они существуют на все случаи жизни. К сожалению, при этом будет ярко представлен автор, но не его личность, а основная ценность 'Книги странствий' как раз в том, что она дает возможность познакомиться с живым человеком, почувствовать его неповторимое ('прямо-таки радиоактивное', по выражению Дины Рубиной) обаяние и жизненную энергию. А кроме того, колоссальную эрудицию, блестящее остроумие: в общем, перечислять можно долго.
    Судьба каждого человека, даже самая трагическая, включает в себя множество смешных эпизодов, и Губерман обладает необыкновенным талантом это смешное подмечать и очень 'вкусно' пересказывать. 'Лично меня (дефект душевного устройства) интересуют в жизни только эти эпизоды: я их замечаю, я про них расспрашиваю, мне от них тепло, светло и хорошо'. Только не надо делать вывод, что вся проза Губермана сплошь состоит из эстрадных баек, - отнюдь. Он философствует, рассуждает о соблазнах и смертных грехах, приводит жизнеописания великих и интересных людей, не обходит вниманием и больной 'еврейский вопрос', но разбрасывает повсюду блестки этих смешных эпизодов. 'Ибо я рассказываю только правду, а она - намного ярче вымысла'. Он изобрел следующий прием - я, по крайней мере, с таким столкнулась впервые: 'Если вы в моей книге прочитаете: 'как говорил Филоктет в беседе с Фукидидом, - не используйте эти слова в научных трудах, ибо летучие цитаты я обычно сочиняю сам'.
    Язык, которым написана 'Книга странствий' - язык не прозаика, но поэта. Все мы, конечно, пользуемся тем, что в русском языке не существует жесткого порядка слов, но Губерман обращается с инверсией внутри предложений прямо-таки виртуозно: 'идея в виде лозунга была, звучала как высокая инструкция', 'Я спохватился, беса опознав, самовлюбленным идиотом обозвал себя в сердцах, а после - гнусным именем поэта одного, который с этим бесом проживает неразрывно весь свой век', 'тому двенадцать лет назад все было, как сейчас', и так далее, создавая очень любопытный и совершенно неожиданный гибрид поэзии и прозы. А какой это мастер неологизмов! 'Психоложество' - о туманных рассуждениях в книжке по психологии, 'вагиновожатый' - о Генри Миллере. Он большой любитель ненормативной лексики - 'матерщинник и крамольник', но поскольку употребляет ее исключительно к месту, то смотрится это очень эффектно.
    У Дины Рубиной есть отличный рассказ под названием ':Выпивать и закусывать:', посвященный Игорю Губерману. Рассказ этот можно рассматривать как дополнение к 'Книге странствий', несколько ярких и точных штрихов, которые дадут нам более полное представление о незаурядности этого человека.

    Евгения Дегтярь

    Опубликовано на сервере ПИТЕРbook, июнь-июль 2003 г

>>> Читать следующую статью >>>


    

Designe of page
CSI "Facktor"
mailto: foxmax@inbox.ru