Легкомысленный "барыга" Губерман
Главная Предисловие Стихи Проза Фотоальбом Статьи Книги Выступления Подражания Антигарики Гимн Игорю Губерману
Гостевая Форум Голосования Друзья Новости Автор сайта Апофеоз тщеславия

Используете ли Вы программы для блокирования банеров, счётчиков и PopUp?
Да, постоянно
Да, часто
Да, иногда
Блокирую только PopUp ("Выпрыгивающие окна")
Нет, не использую
Впервые слышу о таких программах
Другое
Результаты

Поиск по сайту
:: www.yandex.ru ::

    Ну и что, представлять вам Игоря Губермана? Года два назад моя дочь, которая начала свое образование уже в Израиле, спросила, что такое: "губернатор". Я долго и терпеливо объясняла, она слушала, а в конце решила уточнить: "Это - в честь Губермана?" Мораль: именно так формируется сознание детей, которым еще предстоит гордиться тем фактом, что жили они в одну эпоху с великим русско-израильским поэтом...

    - Игорь, в последнее время ты больше в России, чем здесь. Правда ли, что: "Россию увидав на расстоянии, грустить перестаешь о расставании? Или это - "поэтическое преувеличение?

    - Поскольку интервью у нас вполне еврейское - отвечу тебе вопросом на вопрос: "Почему зрелые, солидные люди бегут на говняных гастролеров, везущих в Израиль такую халтуру, которую совершенно точно постеснялись бы показать в Воронеже или Калуге? Здесь же им не стыдно выйти на сцену совершенно неподготовленными, а то и - просто "с бодуна", и предложить публике задавать им вопросы. А публика-то все равно бежит на них. Как думаешь, почему?

    - Ностальгия?

    - Да нет, скорее - некая сентиментальная тоска по собственной молодости. Так вот, издалека можно грустить по тому, что оставил там. Но когда возвращаешься туда мысленно, видишь и то, в каком кошмаре ты жил.

    - Ты меня окончательно запутал. С одной стороны, утверждаешь, что там - кошмар; с другой, упорно в этот кошмар стремишься...

    - И, представь себе, с удовольствием. Во-первых, там изумительная публика.

    - Лучше здешней?

    - "Русские" израильтяне, как и американцы, уже давно ходят на встречи c Губерманом развлекаться, а в России поэзия была и осталась частью жизни и всегда слушается с придыханием. Но самое главное - там у меня куча друзей, которых здесь мне дико не хватает. А еще очень интересно наблюдать со стороны за всеми этими безумными изменениями.

    - Я слышала от многих, съездивших в Россию, что там сейчас не до стихов...

    - Чушь собачья. Я вообще считаю, что о человеке можно судить по тому, что он где-то увидел. У итальянцев есть замечательная поговорка: "Данте дает каждому столько, сколько тот может взять". Человек, приехавший из России и злорадно говорящий о ней гадости, наверняка страдает какими-то комплексами. К сожалению, я встречаю чудовищное количество злобных людей.

    - А ты - без комплексов? Многие из тюрьмы выходят изменившимися...

    - Насчет комплексов - кто ж его знает... Очень многое о тюрьме написано у меня в "Прогулках вокруг барака" - читала?

    - К ним мы еще вернемся. Кстати, однажды я услышала такое: "Губерман хвалится, что сидел за сионизм, а на самом деле сидел он за спекуляцию".

    - И опять - вранье собачье. Никогда в жизни я не утверждал, что сидел за сионизм, хотя бы потому, никогда в жизни за сионизм не боролся. Сидел я за банальную скупку краденого, в силу чего называюсь "барыга" и горжусь этим до чрезвычайности.

    - Причем же здесь сионизм?

    - "Пасли" Витю Браиловского, издававшего журнал "Евреи в СССР", а я еще с семьдесят третьего года, когда этот журнал основал Саша Воронель, с ними сотрудничал. В какой-то момент мне предложили дать на Витю показания. Я, естественно, отказался, и эти пообещали еще на мне "отоспаться". В конце концов, нашли двух уголовников, один из них был рецидивистом, и эти двое показали, что я перекупаю заведомо краденые иконы. Во время обыска этих икон у меня, конечно, не нашли, а потому посадили не только за скупку, но и за сбыт краденого.

    - И только?

    - Ага. А к диссидентству и всему прочему сионизму никакого отношения я никогда не имел.

    - А говоришь, сотрудничал с журналом...

    - Так ведь не из национальных побуждений - из дружеских. И вообще никогда не принимал участия ни в какой борьбе, всегда жил сам по себе - и там, и здесь.

    - А как ты, кстати, "здесь" оказался?

    - Если уж уезжать из России, то только в Израиль.

    - Неужели?

    - Старуха, цинизм женщину не украшает. Между прочим, приехали мы не потому, что об Израиле что-нибудь знали, а просто потому, что еврею пристойно жить именно здесь.

    - Все-таки, ты сионист, хотя и скрытый.

    - Слушай, брось. Я здесь встречаю такое количество говнюков, на сионизме паразитирующих, что просто стесняюсь этого слова (-сионизм", а не "говнюк-). Никакой я не сионист, просто живу здесь, и очень полюбил Израиль.

    - Так стоит ли стесняться слова, если за ним, как ты утверждаешь, стоит истинное чувство?

    - Есть много прекрасных, но слишком затасканных, слов. Сегодня приличный человек ни за что не употребит слова "гражданин" или "патриот", потому что они замызганы всякими скотами из комсомолов и партий.

    - Еще немножко о словах. Тебя часто упрекают в излишнем употреблении некоторых слов...

    - Считаю неформальную лексику органичной частью русского языка. Кому не нравится, пусть не слушают и не читают. А вот на ханжеские запреты употреблять те или иные выражения мне насрать.

    - Это вызов?

    - Ни вызова, ни бравады здесь нет, просто выхолощенный язык мне неинтересен. Как можно представить себе великую русскую литературу - Алешковского, Ерофеева - без ненормативной лексики? Это все равно, как если бы люди, не выносящие какой-нибудь краски, запретили бы художникам ее употреблять. Палитра должна быть полной.

    - Тогда - о полноте палитры. Многие знают тебя только как автора "гариков", а у тебя ведь есть еще и проза.

    - Только что "Молодая гвардия" выпустила мой роман "Штрихи к портрету". А книжка "Прогулки вокруг барака" написана еще в лагере, а сейчас вышла и здесь, и в Америке, и в Москве.

    - Действительно написал ее в лагере?

    - Да, сочинял в санчасти по ночам. А потом мой приятель, замечательный человек, хирург санчасти Кондратенко, вынес ее на свободу.

    - Очень страшная и грустная проза.

    - Да ты что? Я всю жизнь пишу только смешные вещи.

    - Тебе было смешно и в лагере?

    - Не только очень смешно, но и жутко интересно. Там было много удивительных людей, совершенно выламывавшихся из системы. Хоть я и сидел по уголовной статье, но все знали, что я - политический. Это хорошо знало и начальство лагеря: вместе со мной пришла препроводиловка из ГБ - оттуда продолжали за мной следить. Однажды приехал гебешник расспрашивать, пишу ли книгу. Я ответил, что не пишу, и испытал жуткую радость, потому что это была чистая правда: уже написал... Когда выходил на "химию", обманом прошел комиссию (подробности описаны в книжке). Суд постановил меня выпустить, остальные стали уходить по этапу, а меня еще месяц держали. Кондратенко даже предлагал в течение этого месяца мне разные сердечные колоть: боялся инфаркта. Нервная была ситуация: человек пятьсот отпустили, а меня держат. Потом и меня выпустили.

    - Как ты уживался с уголовниками?

    - Вполне нормально: от меня не шел запах страха.

    - Страх имеет свой запах?

    - А ты как думала? Уголовники этот запах чуют и идут на него, как хищники. Есть даже целая наука под названием виктимология, разрабатывающая психологию людей, которые призваны стать жертвами. Помнишь, у Грэма Грина в книге "Наш человек в Гаване" капитан Сегура говорит, что пытают только тех, кто на это согласен? Так вот, я согласен не был. Ни тогда, ни сейчас.

    - В тюрьме независимость ценится. А на свободе?

    - Раздражает начальство. Вот и привыкли все жопу лизать. Советским людям, даже бывшим, присущи замашки ложного коллективизма. У Кима есть песня о том, как мужика обсуждают на партсобрании: "У всех - лежа, а у тебя - стоймя. Сами не будем, и тебе не дадим".

    - А ты ничего не лижешь?

    - Нет уж, я - свободный человек, потому нигде и не служу.

    - Но, помнится, служил в газете "Вести?

    - Целых четыре месяца. И еще год - ночным сторожем - очень было счастливое время.

    - Которое из двух времен?

    - Когда сторожем был: стишки сочинял, баклуши бил, думал, письма писал. А из газеты меня поперли. И с радио, в свое время, тоже.

    - А это что за история?

    - Русский отдел "Коль Исраэль" был в то время совершенно мертвым, и любой живой голос, например, мой, многих там раздражал. Однажды я рассказал в эфир историю о девочке, которая улучшила свой русский язык, работая во время войны 1982 года в радиоперехвате. После этой передачи меня выгнали, якобы, за то, что радиоперехват - военная тайна. Обрати внимание: редакторша спокойно пустила передачу в эфир, а выгнали меня.

    - Ой, Губерман, ты неисправим! Место проживания изменил, а образ жизни, насколько я понимаю, оставил прежним.

    - Ты права: точно так же пью водку, так же ухожу в сторону от людей, которые мне неприятны. В лагере о тебе судят по тому, с кем "хаваешь" и "чифиришь; с иными людишками "чифирить западло". Между прочим, многие лагерные законы направлены на то, чтобы сохранить в себе человека, не забываю об этом и на свободе. Никогда не стану пить водку с людьми, мне не симпатичными, - наверное, именно поэтому у меня чудовищное количество недоброжелателей.

    - Что ты вообще любишь и чего не любишь в жизни?

    - Давай начнем с "люблю". Люблю застолье с друзьями, хорошие книжки, люблю, когда мне интересно и смешно. Терпеть не могу, когда приходят счета. Ненавижу брать в долг, потому что всегда отдаю долги. Еще не люблю суеты и мельтешения. Автор единственной приличной статьи обо мне назвал меня симпатичным лентяем. Я согласен, более того, горжусь этим званием. Лень - это благородная страсть; жизнь очень коротка, и я дико ценю в ней покой.

    - Как живется в Израиле симпатичному лентяю?

    - Живу хорошо: жена работает. Продаются книжки, несколько раз в месяц бывают вечера. Поступают некие авансы из России: там потихоньку издают (впрочем, многие издают и не платят). Бываю в Америке, в Германии - привожу денег месяцев на шесть-семь. Сочиняю какие-то статейки - вот, собственно, и все...

    - Как дети относятся к твоим стихам?

    - С великим изумлением наблюдают, как батя ухитряется выживать литературным трудом, что, признаюсь, удивляет и меня самого. Вообще отношение совершенно наплевательское - не принимают домашние мое творчество всерьез.

    - А сам-то себя всерьез принимаешь?

    - Я сам - человек к шуткам толстокожий и радуюсь, когда надо мной шутят и меня смешат. И над другими посмеяться люблю, хотя при этом очень боюсь их обидеть: есть люди немножко раненые, требующие к себе уважения.

    - Игорь Миронович, в твоих стихах значительное внимание уделяется женской теме. Какого типа женщины тебе больше всего нравятся?

    - Лет до тридцати нравился любой тип. Потом женился - и перестал отвечать на подобные вопросы.

    - Счастливая семья?

    - Абсолютно, и я точно знаю, почему. Мой размер обуви совпадает с годом рождения жены, а размер ее ноги соответствует году моего рождения. Уверен: это - основа счастливого брака. У нас двое детей, сыну двадцать лет, он балбес ужасный - весь в меня: легкомысленный, беспечный, очень славный. Дочке двадцать семь, родила внучку: симпатичный такой зародыш; до сих пор не понимаю, как такое может быть.

    - Что же ты за дед после этого?

    - В том и беда, что дедом себя не чувствую!

    - Но ведь пишешь: "Увы, когда с годами стал я старше, со мною стали суше секретарши-? Проблемы появились?

    - Нет, проблем пока, слава Богу, нет никаких (тьфу-тьфу-тьфу, чтобы не сглазить!), но, заглядывая в будущее, думаю, что о старости нужно писать, пока еще можешь видеть ее со стороны. Впоследствии, вероятно, уже не сможешь говорить об этом со смехом (переменится мировоззрение), и придется сочинять тонкую лирику.

    - Тебе нравится жить в Иерусалиме?

    - С городом мне повезло - обожаю его и даже вожу экскурсии.

    - Говорят, на Святой Земле происходят чудеса.

    - Совершенно согласен. С тех пор, как живу в Иерусалиме, не успеваю зайти в туалет, - мгновенно звонит телефон. А вообще здесь и вправду происходят дивные вещи. Как-то приехал в Иерусалим один мужик буквально при смерти. Во всяком случае, в Союзе ему пообещали, что скоро умрет. В Израиле диагноз подтвердили. Дали инвалидность, пенсию, начали лечить. Потом сделали операцию - и вылечили, после чего, естественно, признали здоровым и пенсии лишили. Теперь мужик на всех перекрестках клянет Израиль. Мы с сыном Милькой обсуждали эту историю, безумно нас насмешившую, а потом он решил повеселить ею своего приятеля. Когда сын дошел до фразы: "И вот его спасли от смерти, вылечили и, естественно, отменили пенсию...", - приятель заорал: "Сволочи!"

    >>> Читать следующую статью >>>


    

Designe of page
CSI "Facktor"
mailto: foxmax@inbox.ru