31.03.2004 15:30 МСК "О вкусной и полезной жизни"
По словам гостя передачи, в
Израиле не существует всеизраильского союза художников, там
действуют четыре различных союза художников, которые друг с другом
время от времени сотрудничают. Должность же председателя в отличие
от Советского Союза является чем-то вроде профсоюзной, не
оплачиваемой. Поэтому особой чести занимать ее нет, ибо она не может
служить кормушкой. Более того, председатель вынужден сам по понятным
соображениям отказываться от участия в различных выставках. Однако,
по словам А. Окуня, он взялся за это дело, чтобы как можно скорее
сделать то, что ему хотелось сделать.
В частности, теперь в
Израиле раз в два года стала проводиться всеизраильская биеннале
рисунка, положено начало серии выставок 'Израильский предмет', цель
которых - показать пограничные связи дизайна с теми или иными
местами.
Помимо ведения творческой деятельности, союз также
пытается снизить муниципальный налог для художников на мастерские, а
также пробить в кнессете Закон о художнике. Все это приносит много
головной боли и к искусству не имеет никакого отношения.
На
вопрос, почему он уехал в свое время из СССР, А. Окунь ответил, что
скорее тогда 'его уехали', ибо он представлял культуру
'андерграунда', которую власть 'не любила и гоняла'. Другой причиной
явилось то, что ему в Советском Союзе неоднократно приходилось
задумываться над принадлежностью к своей национальности. В момент
отъезда Александру Окуню было 30 лет, и, хотя у него к тому моменту
было несколько персональных выставок, по-настоящему чем-то он смог
стать только в Израиле, поскольку художники складываются долги и
трудно.
За время своей жизни в Израиле Александр Окунь в
соавторстве с поэтом и литератором Игорем Губерманом создал 'Книгу о
вкусной и здоровой жизни', написанной по аналогии с советской книгой
о вкусной и здоровой пище. Все события в ней крутятся вокруг еды.
Состоит она из трех разделов: 'Теория и практика еды', 'История
еврейского народа в рецептах' и 'Кулинарная икибана', в которой
представлены различные истории о жизни, поданные через еду. Тема
книги была выбрана не потому, что в Израиле все любят вкусно поесть,
а потому, что тело и душа человека очень тесно взаимосвязаны.
В
книге, по мнению А. Окуня, ему удалось вывести так называемую
'семиотическую кухню', основной принцип которой состоит в том, что
любое явление, будь то в литературе, искусстве и даже политике,
можно выразить через еду.
- По приезде в Израиль, до того,
как вы пришли к вкусной и здоровой жизни, вам пришлось столкнуться с
иной жизнью. На вашу долю пришелся Ливан. Как художник воюет и что
вообще делает художник на фронте?ОКУНЬ: То же
самое, что и все остальные. Война - это такое мерзкое занятие, когда
там не очень интересуются твоей гражданской специальностью.
- Удается ли вам представлять свои работы в
России?ОКУНЬ: Я несколько раз участвовал в
коллективных выставках в Москве и Питере. Сейчас меня пригласил
Русский музей с большой выставкой. Я уже придумал проект. Будете
смеяться, но он тоже связан с едой. Предполагается, что выставка
будет посвящена еде во всех ее аспектах. Но я вроде замахнулся на
очень уж грандиозный проект - с видео, музыкой, лазерами,
голографией, для воплощения которого необходимы деньги - 60 тысяч
долларов. К сожалению, музеи в России в отличие от израильских не
финансируются. Когда что-нибудь делаешь для музеев в Израиле,
финансирование идет от них. Однако в России этого нет, поэтому надо
где-то доставать деньги. А сегодня в Израиле кризис, поэтому все
идет с большим скрипом. А жалко.
- Вы хотите сказать, что
сегодня в Израиле художник влачит трудное
существование?ОКУНЬ: Художник влачит трудное
существование абсолютно всюду. В мире, если и существуют художники,
живущие на свои доходы, то они составляют всего 2-3 процента. Дальше
можно говорить о художниках, которые процветают, но, как правило,
это коммерческие художники. А у людей, которые делают то, во что они
верят, это, как правило, связано с какими-то проблемами.
-
Вы считаете вашу жизнь сложившейся, удавшейся, вы чувствуете себя
комфортно, достаточно обеспеченным?ОКУНЬ:
Во-первых, я не борюсь за корку хлеба. Во-вторых, я изначально
сформулировал для себя следующий принцип: моя живопись - это мои
личные удовольствия и занятия. Никто в мире не обязан оплачивать мои
личные развлечения. Поэтому я их себе оплачиваю всегда сам. Если еще
к этому моя живопись кому-то нравится, кто-то хочет что-то купить и
это приносит еще что-то, - замечательно. А если нет, то -
нет.
Хорошо, когда государство, как это было в СССР, поддерживает
художников, но, как известно, бесплатных завтраков не бывает, и
государство за это брало свою цену. И художники, как правило,
расплачивались за это душой. Или чем-то еще. Шли на компромисс. А
если у художника нет желания идти на компромисс, то он должен
платить за все сам.
(Полную версию программы "Особое
мнение" слушайте в аудиофайле).