Jewish.ru
- Игорь Миронович, вас не смущает то,
что это интервью будет опубликовано на веб-сайте? Вы
ладите с Интернетом?
- К Интернету у
меня отношение странное и двойственное. Во-первых, я его
боюсь. Меня подключили к нему недавно, и я блуждаю там
еще с некоторой опаской. А электронной почтой не
пользуюсь, чтобы меня просто не затоптали. На сайте
моего товарища, издающего 'Иерусалимский журнал', была
неосторожно упомянута моя фамилия, и туда посыпалось
просто невероятное количество сообщений. Такое ощущение,
что все перешли на электронную почту, а собственно
письма отмерли. А я очень люблю эпистолярный жанр. И
потом, с Интернета скачивают невероятное количество моих
стишков - скачанные стихи мне уже приносят на подпись на
выступлениях, и это ужасно обидно, потому что книжка, на
мой взгляд, гораздо лучше. Книжка - это нечто теплое, ее
можно взять в руки. Впрочем, это дело привычки.
- Начинается еврейский новый год.
Помните ли вы свой первый Рош а-Шана?
- Честно сказать, не помню. Первый
Рош а-Шана для меня случился 16 лет назад, когда мы
приехали в Израиль. А до этого, в России, мы только на
Песах собирались. Я очень дружу с одним человеком, Михой
Членовым, который сегодня является академиком, а тогда
просто преподавал иврит, был этнографом. Он-то и был
моим первым учителем, приобщив меня к празднованию
Песаха. А Рош а-Шана я стал отмечать уже в Израиле.
- А насколько 'ответственно' вы
подходите к другим датам еврейского календаря?
- Вообще, я плохо отношусь к словам
'должен', 'ответствен' и так далее. Я сам - человек
безответственный. А так: У нас в Израиле очень ощущаются
праздники. Вот, к примеру, по субботам я езжу на машине
свободно и спокойно, а в Йом Кипур не выезжаю. В этот
день вся страна вымирает, и я к этому отношусь с
уважением. Мы обязательно пьянствуем в первый пасхальный
Седер. Мой товарищ Виктор Браиловский, один из
основателей журнала 'Евреи в СССР', в России сидел в
Бутырской тюрьме, а у нас он - депутат Кнессета и
замминистра внутренних дел. Он и его жена - наши близкие
друзья, и мы обычно первый Седер проводим у них. В Рош
а-Шана тоже бывает пьянка: Вообще, все религиозные
обряды для меня существуют лишь постольку, поскольку
связаны с выпивкой.
- Если бы можно
было оценить 'религиозность' человека по пятибалльной
шкале, то какую бы оценку вы поставили самому себе?
- Двоечник я: А то, что было в
Советском Союзе, так в том был некий элемент вызова,
игры, и потому это было гораздо интересней. Когдя я
вернулся из лагеря, мы у Браиловского - они тогда сидели
в 'отказе' - праздновали первый Седер. Это был 85-й год.
Около его подъезда стояли гэбэшники, и даже машины уже
подъехали. Мы тогда совершенно не понимали, чем это
может кончиться. Витька был в очень опасной ситуации. Но
пить все равно сели - не обращая на них внимания. И
через полчаса они уехали. И Витька даже объяснил это
прямым следствием произнесенной им первой молитвы.
- Израиль, мягко говоря, далеко не
светское государство. Да и Россия с ее
коммунистически-атеистическим прошлым вряд ли сегодня
может похвастаться крепким религиозным стержнем.
Насколько, на ваш взгляд, важен религиозный аспект в
современном обществе?
- Что касается
Израиля, то ортодоксы живут там сугубо собственной
жизнью и даже стараются жить в собственных районах,
чтобы отгородиться по субботам, чтобы никто не ездил.
Вот там этот стержень есть, и питается он веками
хранимой верой. Он вызывает у меня уважение, симпатию. А
вообще, сам я далек от этого и мало имею к этому
отношения. Хотя мой свояк - глубоко религиозный еврей,
преподаватель, раввин. Что касается России, то мне и
впрямь не кажется, что там есть религиозный стержень.
Мне это кажется неким искусственным образованием. Когда
новый русский, приехав с бандитской разборки, отстаивает
обедню со свечками, когда со свечками стоят бывшие
советские вожди, то зрелище это фальшиво, лживо и, как и
любое притворство, пользы России, по-моему, не принесет.
- И все же, важна ли религия для
общества?
- Философ и экономист
Вебер, например, утверждает, что Америку, в нынешнем ее
виде, создало именно протестантство. Наверное, хорошо
быть религиозным человеком: Но ведь известно и о
существовании великого множества религиозных людей,
которые были убийцами. Я говорю о глубоко религиозных
евреях, которые были первым мафиози в Америке 1910-20-х
годов. Они соблюдали кашрут, приносили рыбу-фиш своим
родственникам и ходили в синагогу, хотя были убийцами и
наркодельцами. Наверно, хорошо, когда религиозные люди
составляют какую-то часть общества. Но сейчас все это
настолько размыто, настолько скомпрометировано опытом
предыдущих лет, что я ничего об этом идеального сказать
не могу.
- Но в Израиле вам не
мешает преобладание религии над светскими институтами
власти?
- Это, к счастью, совсем не
так, они сегодня не преобладают. Дело в том, что у нас
есть одна такая очень религиозная партия - 'ШАС'. А есть
еще несколько других религиозных партий, поменьше. Они
так неприкрыто продажны, они так откровенно заботятся
только о том, чтобы выкачать из государства побольше
денег на ешивы и на всяческие религиозные нужды,
продавая свои голоса в Кнессете, что просто
компрометируют тем самым идею служения Б-гу. Конечно,
хорошо, когда ты веришь в Б-га, исполняешь заповеди, но
я боюсь, что многие из них эти заповеди исполняют в
меньшей степени, чем мы, неверующие.
- Вы живете в Израиле и регулярно
бываете в России. После последних терактов в России
российские СМИ, равно как и российские власти, стали
вдруг взывать к израильскому опыту борьбы с терроризмом.
Не кажется ли вам эта реакция, мягко говоря, запоздалой?
- Не то что кажется! Я думаю, что
эта реакция чудовищно запоздалая! Более того, даже наш
опыт, наверное, мало поможет. Перед самым моим отъездом
у нас выступал один израильский полковник, руководитель
школы по борьбе с терроризмом. Сам он много раз принимал
участие в антитеррористических операциях. Он разбирал
то, что было в Беслане. С ужасом, но, главным образом, с
недоумением: почему не сделали этого, почему не сделали
того. А в конце выдал совершенно замечательную фразу:
'Такое могли допустить только очень самодовольные люди'.
И вот эти слова о самодовольстве мне, в данном случае,
кажутся ключевыми. Потому что российская власть
чудовищно самодовольна и самодостаточна. Это извечная
беда российского начальства. Из-за этого, в значительной
мере, все и происходит. А технологический опыт не
отделим от психологии общества. И, думаю, в этом
отношении израильский опыт российскому спецназу вряд ли
поможет.
- Когда в Израиле на
протяжении многих лет убивали еврейских детей, взрывали
автобусы, то в ООН не созывали экстренных совбезов и не
принимали никаких резолюций, осуждающих терроризм:
- Более того, осуждали только
Израиль, и Россия принимала участие в этом осуждении.
- : Не появилась ли на фоне
последних событий в израильском обществе надежда на то,
что мир, наконец, прозреет от этой притворной слепоты?
- Нет, мне так не кажется. Есть
такая замечательная русская пословица: если Б-г хочет
кого-то наказать, Он лишает его разума. Я думаю, что это
сейчас относится ко всему миру. Особенно, к таким
странам, как Франция, которая просто подло ведет себя по
отношению к Израилю, как Россия, которая по отношению к
Израилю ведет себя глупо. И вся эта 'подлянка' только
способствует разбуханию гнойной опухоли на исламе. Я сам
ислам не хочу затрагивать, но опухоль эта гнойная
выросла с помощью именно исламской идеологической
подпитки и, думаю, угрожает всему миру. И весь век, к
сожалению, пройдет под тенью этой угрозы. Потому что это
необыкновенно сильное движение: Я проиллюстрирую
сказанное стишком:
'Вся история
нам говорит,что Господь неустанно творит: каждый век
появляется гниданеизвестного ранее вида'.
Вот и сейчас появилась гнида, которая
угрожает всему человечеству, а человечество этого не
видит. Это видит Америка, но тоже очень смутно -
полагаю, что не сквозь призму угрозы, а сквозь призму
хорошего отношения к Израилю. Хотя после 11 сентября
они, быть может, ощутили и угрозу. И отсюда наша
реакция: мы все кричим. Даже я, человек необщественный и
к СМИ имеющий мало отношения, уже три или четыре года во
всех интервью говорю, что это полный кошмар, который
надвигается на весь мир. Мы, израильтяне, просто
оказались в авангарде этой беды. К сожалению, никого это
не учит. Вряд ли события в Беслане как-то сподвигнут
российские власти к пониманию того, что это и России
тоже угрожает, - забудут немедленно. Забудут, заврут,
заговорят!.. И евреи будут бороться с этой угрозой в
абсолютном одиночестве, причем осуждаемые всеми.
- Скажите, безвозвратно ли исчезла
ваша с Александром Окунем программа 'На троих',
выходившая на телеканале 'Израиль Плюс'? Или все же есть
шанс увидеть вас на телеэкране снова?
- Безвозвратно. У нас были очень
большие удачи в этой передаче. Были и неудачи. Но
телевидение поступило очень по-хамски: передачу не
просто отменили, нам даже не сказали, что она отменена.
Просто через третьи лица передали, что ее больше не
будет. Именно поэтому, даже если они позовут нас снова,
я уже туда не пойду, потому что в места, где со мной
обошлись по-хамски, я не возвращаюсь. Нам даже причину
не объяснили - уже задним, опять же, числом выяснилось,
что нас смотрело много интеллигенции. До этого у нас лет
десять была передача на радиостанции 'Рэка'. Но с радио
нас уволили, когда мы начали работать на телевидении.
Есть у нас такой идиотский закон, запрещающий работать
одновременно в двух конкурирующих СМИ. Чем они
конкурируют - непонятно. Евреи ведь далеко не так умны,
как думает о них весь мир. Самый гениальный миф, которые
придумали антисемиты, это миф о том, что все евреи -
умные. Когда ты живешь в Израиле, то видишь насколько
еврейский ум уравновешен еврейским же идиотизмом.
- Когда после очередного инфаркта
Иосифу Бродскому запретили курить, он спросил врача:
'Если, проснувшись утром, не выпить кофе и не закурить
сигарету, то зачем тогда вообще просыпаться?'. Игорь
Миронович, какое лишение в жизни заставило бы задаться
подобным вопросом лично вас?
- Нет,
я все равно бы хотел просыпаться: Мне очень интересно
жить, у меня замечательные друзья, появляется все больше
и больше книг, которые очень хочется прочесть: Меня
часто спрашивают о том, что я читал в последнее время
интересного, и кто мне нравится из авторов. Так вот,
появился у нас такой писатель, Михаил Юдсон, который
написал книжку 'Лестница на шкаф'. Талантлив безмерно!
Это лучшая книжка, которую я читал за последние
несколько лет. Необыкновенная, очень смешная, очень
издевательская. Она и про Россию, и про евреев. Про
будущее России, про то, как восторжествовало
православие, представленное какой-то сектой - смесью
орды с фашизмом. Все секты враждуют друг с другом и
сходятся только в ненависти к евреям. Но тут же, рядом,
процветают евреи, висят всякие плакаты торговые. И вот
по этой холодной Москве идет на свой первый урок
сгорбленный длинноносый выпускник педагогического
института Илья: Это настоящая современная литература, со
множеством отсылов, аллюзий к разным предыдущим книгам.
Ее с трудом издали в одном питерском издательстве
ничтожным тиражом. Я уже обратился в четыре
издательства, из которых три отказались. Испугались.
Вскоре, надеюсь, книга все же выйдет. Я это вспомнил к
тому, что внутри нас еще очень много советского
человека. Когда-то Пушкин сказал, что вся русская
литература вышла из гоголевской шине. А вот я осмелюсь
добавить, что наше сознание - из шинели сталинской. Из
которой, к тому же, даже и не вылезло еще. Особенно
сознание тех, кто что-то решает.
24.09.2004
16-50
>>> Читать следующую статью >>>