'И ПОСМЕЮСЬ Я ГОРЬКИМ СМЕХОМ МОИМ'
Главная Предисловие Стихи Проза Фотоальбом Статьи Книги Выступления Подражания Антигарики Гимн Игорю Губерману
Гостевая Форум Голосования Друзья Новости Автор сайта Апофеоз тщеславия

Используете ли Вы программы для блокирования банеров, счётчиков и PopUp?
Да, постоянно
Да, часто
Да, иногда
Блокирую только PopUp ("Выпрыгивающие окна")
Нет, не использую
Впервые слышу о таких программах
Другое
Результаты

Поиск по сайту
:: www.yandex.ru ::

    Застенчив и самонадеян,

    всегда с людьми, везде один,

    меж русских был я иудеем,

    а меж евреев - славянин.

    В начале 1960-х безвестный машинист электровоза Игорь Губерман совершил трудовой подвиг: в тридцатиградусный мороз заклинило тормозную колодку - и он лег на рельс и целый час устранял неполадку, применяя при этом ненормативную лексику. Прошло несколько лет, и Губерман стал использовать ее в своих четверостишиях, которые называл 'дадзыбао'. В 1978 году книжка 'Еврейские дадзыбао' нелегально вышла в Израиле. Вскоре после этого Губермана арестовали, судили по сфабрикованному обвинению в скупке краденого и посадили на пять лет. Четверостишия к тому времени были переименованы в 'гарики' и, возбуждая смех, ходили по необъятной советской стране и за ее пределами. В колонии Губерман написал автобиографический роман 'Прогулки вокруг барака', который тайно вынес хирург тюремной санчасти. Оказавшись на свободе, Губерман какое-то время скитался по Советскому Союзу, увлеченно писал, а в 1988 году эмигрировал с семьей в Израиль. Многие думали - навсегда. Но они ошиблись: Губерман - частый гость в России. И все потому, что здесь у него миллионы почитателей.

    Брать интервью у Игоря Губермана неприлично - в его книгах есть ответы абсолютно на все вопросы. Кто читал - знает. Кто не читал - прочтет и поймет, что его беседы с журналистами - не что иное, как игра в поддавки, которую он обожает с младых ногтей. Губерман смеется над вопросами лукаво, но беззлобно. Читаешь его стихи и прозу и отчетливо понимаешь, что серьезным он бывает только наедине с бумагой, и только в стихах - впрочем, и в прозе тоже - оттого смеется. Чуткое ухо всегда угадает в его стихах отзвуки карнавального мироощущения.

    'Гарики' Губермана обладают уникальной особенностью: при их прочтении возникает чувство, что автор - не только твой единомышленник, но и первейший друг, с которым знаком уже тысячу лет. Старым друзьям не задают вопросов. Вот поэтому-то на интервью с Губерманом я шел в мучительном смятении: ну не было у меня вопросов! О чем я откровенно сообщил, переступив порог дома его любимой тещи Лидии Борисовны Лебединской, где была назначена встреча.

    - Что так? - удивленно подняв бровь, спросил Губерман.

    И когда в ответ я залопотал, что есть, дескать, категория творческих личностей, которых надо не расспрашивать, а читать, смотреть, слушать и все такое прочее, Губерман - хотя с порога клятвенно заверил, что ненормативной лексики употреблять не будет, вежливо спросил:

    - А на хера вы приехали?

    Но потом сказал примирительно:

    - Боюсь, что вы правы. Расскажу

     замечательную байку. Пришла как-то брать интервью симпатичная девка - я предложил ей коньяк и кофе. И она сказала: 'Игорь Миронович, не выгоняйте меня сразу, скажите, чем вы занимаетесь?' Я говорю: 'А зачем вы пришли?' - 'Извините, я в газете всего третий день. Мне сказали: возьми интервью у Губермана'. Я ей начал рассказывать, что я - гинеколог-виртуоз, и женщины за это меня обожают. Но хватило меня на четыре минуты - потом ее стало жалко...

    Вот так началась моя беседа с Игорем Губерманом.

    Мы поговорили. Но когда я прослушал запись, то погрузился в уныние: при разговоре, поддавшись обаянию Губермана, забыл о прочитанном, но беспристрастная запись напомнила, что все ответы и байки есть в книжках и поэтому брать интервью у Губермана - неприлично.

    И тогда я воспользовался его предложением ('Ну, так отвечайте на свои вопросы моими стишками'): прибег к книгам Губермана, надеясь, что 'швы' заметит лишь тот, кто хоть что-нибудь прочел.

    Итак...

    МЕЖДУ ХОККУ И ШЕКСПИРОМ

    - Игорь Миронович, ваши стихи сравнивают то с хокку и танкой, то с народной частушкой. В них можно увидеть и созвучие с Шекспиром. Но сами вы их упорно называете 'стишками'. Почему?

    - Потому что они маленькие. Стишки. Болеутоляющие капли.

    - И что интересно: среди опубликованных нет слабых.

    - Это потому, что все 'слабые' я утопил в помойном ведре. И, поверьте, еще вопрос - чего больше: опубликованного или утопленного?

    - А как родились 'гарики'?

    - Их я начал писать в начале шестидесятых. А в году, кажется, 67-м - да, точно, как раз была Шестидневная война - я приехал в Питер, чтобы работать в музее Бехтерева - книжку о нем писал. Архивные материалы мне давали на дом. А жил я у Саши Городницкого, работал там же, в задней комнате. И меня очень раздражало, что в переднюю комнату его приятель приводил дам. И однажды я положил на кровать лист ватмана с таким стишком:

     

    Поваливши на лежанку,

    здесь еврей имел славянку.

    Днем подобные славянки

    для арабов строят танки.

     

    А потом мы с Сашей начали переписываться четверостишиями, и как-то это само собой превратилось в жанр...

    - Многие 'гарики' построены на парадоксах - перед нами философский жанр, которому трудно и определение-то подобрать.

    - Приятно слушать. Но позвольте, я возражу замечательной историей.

    Меньше года назад я был в Донецке. После одного из выступлений человек, пригласивший меня, говорит: 'Игорь, у нас есть выдающиеся филологи, они хотят с вами встретиться и поговорить'. Я согласился. Выступил там один мужик и сказал: 'Я ваших стихов читал очень мало, но мнение свое имею. Вы - публицист, стихи ваши завтра умрут, если не умерли сегодня'. Я говорю: 'Позвольте, я их писал, когда было опасно. Меня читали в самиздате'. Он отвечает: 'Тогда читали еще 246 поэтов'. Судя по категоричности суждений при неполноте знаний, это был явный филолог, наверняка кандидат наук. В общем, разговор был вялый, смутный и пустой. Потом они прислали мне свой журнал 'Дикое поле', из которого выяснилось (цитирую): Губерман - человек пустой, лишенный глубины и высоты, способный только к горизонтальному и пошлому изложению, а, значит, никакого интереса собой не представляет. И непонятно, зачем люди слушают его. Впрочем, они объяснили этот феномен общим падением эстетического вкуса и снижением художественных запросов. А вы говорите - философский жанр...

     

    ПОПЫТКА ПЕРЕМЕНЫ ТЕМЫ

    - Тогда поговорим о быте. Вы следите за тем, что происходит в России?

    - Немножко.

    - Знаете, например, о том, что развернулась коммунальная реформа?

    - В смысле ухода за домами?

    - Да. Обещают, что у каждого в квартире будет всегда тепло, вода, сантехники станут вежливыми. Одним словом, живи и радуйся.

    - Для меня удобство жизни - в общем комфорте. Согласен терпеть даже перебои с теплом и с электричеством. Но ощущение комфорта должно быть всегда. А в это понятие непременно входит и то, как человек себя чувствует на вокзале, насколько чист общественный туалет, вежливы ли продавцы и прочие отпускатели товара. И будет ли человеку комфортно, окажись он в положении слабого, незащищенного. Например, в больнице. В этом смысле в России - чудовищно.

    Мой близкий товарищ слег с инсультом. Я навещал его. То, что я увидел в больнице, - потрясает! Издевательство над человеком. Парадокс в том, что там хорошие врачи. И всегда в России были хорошие врачи. Более того, сейчас еще и лекарства появились. Но в палате шесть или семь кроватей - больной, сидя, коленями упирается в соседа! А степень нечистоты! А запах! Вы себе не можете представить, какой там чудовищный запах. Сестры разносят лекарства, но чаще всего ставят их где-то в коридоре и путают фамилии. А ведь от лекарств зависит жизнь. Обшарпанность. Холод. Человек попадает туда слабым - вокруг должно быть тепло и уютно. И чтобы ухаживали по-людски. Я не преувеличиваю. Ад дантовский.

    И это в Москве. Легко себе представить, что в других местах. Может, эта мысль покажется ересью в православной России, но мне кажется, что лучше бы миллионы, которые пошли на восстановление храма Христа Спасителя, ушли в медицину. В Москве ежедневно десятки презентаций. Десятую часть стоимости каждой презентации отдайте больницам... Поэтому, думаю, разговоры о нынешней гуманности и повороте к людям лживы. Увы, сегодня Россия - место, где за человечество стыдно и больно.

    - Вам по-прежнему больно за Россию?

    - Чудовищно! Мне за Россию непрерывно больно и стыдно. Например, когда освобождали заложников - блистательное освобождение. Но как стыдно, что каждый четвертый погиб из-за идиотизма во взаимоотношениях каких-то систем...

    - Где-то я читал, что вы до сих пор не реабилитированы.

    - Так и есть. Я брезглив, и что же, буду подавать просьбу о реабилитации? Да никогда в жизни! Кстати, расскажу замечательную байку.

    Как-то на одной, допустим, презентации моя замечательная теща показала на невысокого седого человека лет пятидесяти и сказала, что от него когда-то зависела моя судьба. Я подошел к нему и сказал: 'Эдик, мне только что сказали, что от вас зависела моя судьба'. Я уже догадался, с кем говорю, но мне были интересны подробности. 'Я расскажу вам, - приветливо откликнулся Эдик. - Только не питайте ко мне всякой обиды, у меня была такая работа'. - 'Да я тебя готов обнять как брата, - искренне ответил я. - Уже ведь столько лет прошло, уже мне просто интересно'.

    И вот что я узнал. Он работал в каком-то аналитическом отделе КГБ, и ему были представлены записи моих телефонных разговоров. А задача была поставлена простая - он назвал ее альтернативой: сажать меня в тюрьму или психушку? 'Эдик, - не удержался я, - но ведь тогда, чтоб посадить в психушку, хватало подписи двух каких-нибудь ссученных докторов, а третью подписывали по телефону, чего ж со мной были такие сложности?' Он засмеялся, и мы чокнулись бумажными стаканами с водкой. 'Мы игры свои разнообразили, - сказал он наставительно, - и вы к тому же были фруктом непростым'.

    Записи, прослушанные им, тянулись с середины 78-го года вплоть до ареста в августе 79-го. Господи, что я тогда болтал! 'Болтали вы тогда изрядно, - угадал мои мысли опытный собеседник, - только на психушку все же не тянули. Так я в рапорте и написал. А за дальнейшее не обессудьте, я тут ни при чем'...

    Напоследок он сказал мне замечательные слова: 'Вы тогда были очень неосторожны, и шутили всяко, и стихи свои читали. Но я с тех пор и стал вашим поклонником'.

    А вот еще одна история для праведного хвастовства.

    Как-то в Бутырской тюрьме состоялось уникальное для заведений такого рода мероприятие: выставка московских художников. Они развесили свои работы в большом зале, чтоб выставка была доступна зэкам. Накануне открытия художник Боря Жутовский спросил у начальника тюрьмы, может ли прийти на нее Игорь Губерман - сейчас он в Москве, но у него израильский паспорт. И начальник тюрьмы ответил ему незамедлительно и кратко: 'Губермана я сюда пущу по любому паспорту и на любой срок!'...

    - Есть такое понятие - спальный район: человек работает в центре, а живет на окраине. Что для вас спальный район: Израиль или Россия?

    - Прикиньте: в Израиле я живу 10 месяцев в году. С большим удовольствием, и даже наслаждением пью с друзьями, читаю книжки, езжу, выступаю. В России бываю раз в год - по месяцу. Раз в два года езжу на месяц в Америку, Германию, иногда Австралия подворачивается, Европа. Но десять, ну, девять месяцев в году я живу в Израиле. Что же для меня дом? Мой дом, безусловно, теперь уже в Израиле, в Иерусалиме. Но в России я точно так же всюду ощущаю себя дома. У меня две родины.

    Дом - это такая странная штука, где, прежде всего, ощущаешь покой. В отличие от улицы, от общественного собрания, от презентаций. Дом - место, где ты можешь быть самим собой. В доме есть чувство защищенности.

    - Вы чувствуете себя защищенным в Израиле?

    - В Израиле я себя чувствую более защищенным, чем в России. Потому что вся страна за меня. Даже если меня убьют - тело мое выкупят. Отдадут за него сотню пленных террористов. Как это сейчас делают с телами трех солдат. А если кого пришибут в России, то все будут проходить мимо и никому не будет дела.

    - Скажите, как относятся к России другие русские израильтяне?

    - По-разному. Многие к России стали относиться хуже - уступили психологической самозащите - таково свойство человеческого организма: чтобы себя комфортно чувствовать, человеку нужно подтверждение, что он не зря уехал. Чтоб душа была в равновесии. И это очень мощное самовнушение. Поэтому довольно многие со злорадством ловят негативные стороны российской жизни - это, кстати, очень тесно связано с чувством внутреннего достоинства человека...

     

    О ЧУВСТВЕ ВНУТРЕННЕЙ СВОБОДЫ

    - Мне очень интересна эта тема. Я ощущал себя свободным человеком всегда. Папа мне говорил: у тебя такие друзья, что тебя посадят раньше, чем ты этого захочешь. Но когда мне хотелось что-нибудь делать - я делал. Хорошо это или плохо - не знаю. В последние годы мне кажется, что это некий - опять же я употребляю затасканное слово - не то чтобы дар, но некая физиологическая данность человека. И я знал таких людей. Но думаю, что люди умнее меня это скрывали. Приведу в пример человека невероятно талантливого - Натана Эйдельмана. Он был абсолютно свободен. Но он как-то умел свою внутреннюю свободу направлять в нужное русло: выискивал невероятные материалы, ухитрялся печататься. Он эту свободу удерживал в рамках, вел себя достойно там, где надо было сдерживаться. Я, к сожалению, не сдерживался. Словом, я думаю, что внутренняя свобода, внутреннее достоинство - это некая физиологическая данность, которой ни хвалиться, ни стыдиться не надо. Это как уродство...

     

    ВЫЙТИ ЗАМУЖ ЗА ЕВРЕЯ

    - Вы выходите на подиум и говорите с залом на любую тему. Видимо, нужно мужество, чтобы выдержать очную ставку с собственным народом?

    - У меня на эту тему есть стишок:

     

    Жизни надвигающийся вечер

    я приму без горечи и слез.

    Даже со своим народом встречу

    я почти спокойно перенес.

     

    Это ужасно трудно - выходить на сцену, особенно, когда в зале много евреев. Знаете, мы, евреи, жили в России в кругу неких мифов о евреях. Думаю, самый грандиозный миф, который придумали антисемиты и юдофобы, - то, что все евреи - умные. Мы жили в обаянии этого мифа. Еще один миф: еврей - это старший научный сотрудник, на худой конец - экономист. Но когда встречаешься со своим народом, видишь, какое чудовищное количество темнейших местечковых персонажей, идиотов, причем, с апломбом. Дерзающий идиот - это полный кошмар. Я говорю о евреях советской формации. Есть евреи марокканские, эфиопские, йеменские  - это вообще что-то невероятное, разные народы.

    Но самая поразительная еврейская черта - это, конечно, неприязнь к евреям. Ни один в мире народ не сочинил сам о себе такое количество анекдотов, шуток и издевательских историй. Из них, на мой взгляд, лучшая - как Моисея некогда спросили, почему он, выведя евреев из Египта, после этого сорок лет водил их по пустыне. И якобы ответил Моисей: 'А с этими людьми мне было стыдно ходить по центральным улицам!'

    Любое возражение, что, может быть, такие шутки сочиняют некие отъявленные юдофобы, - не проходят, ибо я лично знаю множество подобных сочинителей, и сам давно уже принадлежу к их числу, чего нисколько не стыжусь. Более того, думаю, что смелость смеяться над собой - такая ценная особенность, что надо ею гордиться, ибо есть в ней верный признак душевного здоровья нации, ее жизнеспособности.

    Я никогда не получал оскорбительных записок. Забавные - были. В частности, выступая в Новосибирске - там зал на 800 человек, а народу было больше, потому что внесли приставные стулья, - получил три записки от молодых девок. Они спрашивали: как выйти замуж за еврея?

    - И что вы посоветовали?

    - Сказал: невозможно. Во-первых, поздно: евреев осталось мало. Во-вторых, те, что остались - не лучшие. И, наконец, сказал я, - ищите сами...

    - А если уйти от национальной окраски - сложно говорить с залом?

    - Я - легкомысленный человек. Мне это делать легко. И более того - интересно. Поэтому придумал игру с записками. Приходите на мое выступление и увидите. Обязуюсь отвечать на любой вопрос. Мне это ужасно интересно. К тому же я, очевидно, болтлив и общителен. В молодости мне хватало круга приятелей. А здесь мое стремление к общительности и болтливость проявляются в игре со зрителями в вопросы и ответы. Больше всего люблю начало второго отделения, когда не надо талдычить стишки, смешить людей, а можно поговорить с авторами записок...

    - Где в этот раз побывали?

    - Я объехал одиннадцать городов. Был в Новосибирске, Ростове, Саратове, Уфе, Казани, Перми, Твери и так далее. В Москве у меня был концерт в ДК АЗЛК.

    - Почему вы говорите 'концерт'?

    - Я везде пишу 'выступление', 'творческая встреча'. Но поскольку я один два часа читаю стишки и рассказываю байки, то неким образом это и концерт.

    - Концерт - это развлечение. Встреча с вами - разве развлечение?

    - Надеюсь, что развлечение. Люди смеются. Очень часто после встречи меня ждут у гардероба и благодарят. Книжки подписываю каждый раз. И мне говорят: ах, как вы нас развлекли! Слышу этот глагол постоянно...

     

    О РОЛИ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ

    - Вы ощущаете свою значимость для истории и окружающих?

    - Скажите сначала, как видите эту значимость, - я буду знать, от чего танцевать.

    - Вы - человек популярный. 'Гарики' больше никто не пишет - такая форма самовыражения присуща только вам. Одним словом, Губерман - личность. Исключительно это имею в виду.

    - Отвечу исключительно вашими словами. Есть личность - Жириновский: манера поведения, способ выражения, словарный запас, реакции - все это вместе присуще только ему. Какова значимость Жириновского для России? По-моему, только позорная. России повезло, что этот фюрер промахнулся. А мог бы прийти к власти. Представляете, что было бы? За него голосовало 13 млн человек! Столько же, сколько за Гитлера в 1933 году. Давайте не забывать...

    Что же касается моей значимости, то - не знаю: я лишен мании величия. Впрочем, получаю сотни записок о том, что мои стишки помогают жить. И я очень рад, что они служат примочкой от боли. Но скольким людям помогают жить речи Жириновского? В деревне бабка говорит: 'Если бы не этот Адольфович, так никто бы правды вслух не сказал об этом гребаном правительстве'. Батенька, это очень сложно.

    Если вы меня спросите с литературной точки зрения, то я вам скромно отвечу, что все на места поставит время. Сейчас это бессмысленно обсуждать.

    Вообще в России о значимости судят, когда человека уже нет. Если вы помните, когда хоронили Некрасова, кто-то над его могилой - едва ли не Достоевский - сказал, что Некрасов равновелик Пушкину, и сотни студентов диким голосом заорали: 'Выше! Выше!' Кто сегодня Пушкин и кто Некрасов? А кто читал Чехова, когда он был жив? Читали Потапенко и Чирикова. И обожали!

    Еще о значимости. Думаю, что советская власть в значительной степени рухнула еще и оттого, что Горбачев слушал Высоцкого и Окуджаву. Партийные вожди этого поколения, когда жарили шашлыки, слушали Высоцкого. Запретного, гонимого, но его, родного! А от хороших песен и стихов в человеке что-то созревает. Он даже сам часто не понимает, что. Поэтому думаю, что Высоцкий сильно подразрушил советскую систему.

    - В свою очередь, думаю, что Игорь Губерман внес немалую лепту в разрушение мифов о евреях и антисемитах, а также в смягчение лексического пуризма...

     

    ЛЕКСИЧЕСКИЕ СТРАДАНИЯ

    - Как поступаете, если с вами спорят?

    - Отвечу байкой. Жили у нас в Иерусалиме два пожилых плотника - Федор и Яков, русский и еврей. Они дружили, и за работой предавались шумным философским спорам, будучи попеременно правы и неправы, только Яков обожал, чтобы за ним оставалось последнее слово. И однажды на какой-то довод Федора Яков сказал:

    - Ты, Федя, рассуждаешь прямо, как еврей. Может быть, ты и есть еврей?

    - Ты что? - обиделся Федор. - Хочешь, сейчас докажу?

    - Да я твое доказательство вчера под душем видел, - отмахнулся Яков. Но Федор все-таки вынул и предъявил доказательство.

    - Да, ты не еврей, - согласился Яков, лихорадочно соображая, что все-таки не за ним остается последнее слово. И язвительно добавил:

    - Но и это - не х..!

    - Ненормативная лексика в ход пошла. Из-за нее у вас вечные проблемы...

    - А иначе не получится отразить жизнь во всей, так сказать, полноте. Я, конечно, не Федор, но доказательство готов предъявить - расскажу байку.

    Ссылку я отбывал в шахтерском поселке под Красноярском, где неподалеку жили поволжские немцы. Однажды к нам в избу заглянул местный друг, ссыльный поселенец Валера. С ним была его подруга из немецкой деревни - крупная, дебелая блондинка безупречного арийского облика, да еще с фамилией Мах. В колхозе работала дояркой. На мой изысканный вопрос, не родственник ли ей философ Мах - которого как 'Мах и Авенариус' мы проходили в школе за то, что их Ленин поносил, - она только молча блеснула карими коровьими глазами. А когда мы сели выпивать - а сели мы немедленно, - она точно так же молчала. Спустя полчаса я начал тихо волноваться - видно, все-таки подействовала на меня ее фамилия. О чем ей с нами говорить? - печально думал я, ведь немцы - это Гегель, Кант и Фейербах. Она молчала. Что ей в наших пьяных разговорах? - думал я смятенно и пристыженно,  - ведь немцы - это Гете, Томас Манн и Шиллер. Она молчала. Немцы - это Бетховен и Вагнер, думал я, униженный вдвойне, поскольку больше никого не вспомнил. А приятель мой Валера вдруг спросил у меня, видел ли я вчера, что Мишка, общий наш знакомый, заявился на работу с диким синяком под глазом.

    - Видел, как же, - механически ответил я, находясь внутри своих переживаний, - ты не знаешь, кто его побил?

    И вдруг Мах открыла рот: 'А никто его не бил, - сказала она хрипло, - просто встретил он мешок с пиз..лями'.

    И снова замолчала. И в дальнейшем не промолвила ни слова. Но я уже был спокоен и больше не терзался.

    А теперь замените это слово другим. Не выйдет - на нем вся байка держится.

    Хотите еще? Пожалуйста. Как-то на Брайтон-бич подслушал я разговор двух немолодых евреек. Одна другой говорит: 'И ты себе представляешь, он сказал мне: идите на х..! А я ему тогда сказала: молодой человек, а я была там больше, чем вы - на свежем воздухе!' Уберите это слово - и что останется?

    Меня, конечно, обвиняют в том, что я учу цинизму, что прививаю пох..зм, легкомыслие и беспечность. Но в последние годы на мои выступления стало ходить много молодых людей, и я очень радуюсь этому. В Новосибирске две трети зала заполнили молодые, но поручиться, что они пришли слушать стишки, а не неформальную лексику, не могу.

    - Можно понять по реакции зала...

    - Трудно. Даже самые интеллигентные люди, которые, казалось бы, пришли стихи послушать, на неформальную лексику реагируют счастливыми улыбками.

    - И это нормально! Ненормативная лексика, скандальная и эксцентричная, разрушает эпическую целостность мира, пробивает брешь в 'благообразном' ходе жизни и освобождает от предписанных норм и мотивировок. Отменяется всякая дистанция между людьми, и вступает в силу особая карнавальная категория - вольный фамильярный контакт между ними. Отсюда - испытываешь удовольствие, прочитывая или прослушивая 'гарики'. Все - по Бахтину.

    - И что бы там ни говорили, в зале я ощущаю, что люди соскучились по здоровому русскому языку. Но одно дело язык Сорокина - он мне кажется явлением чудовищным. Совсем иное, когда такой лексикой пользуются Веничка Ерофеев или Юз Алешковский - большие русские писатели...

     

    'ГАРИКИ ИЗ АТЛАНТИДЫ'

    - А сегодня пишете?

    - Пишу, хотя гораздо меньше. Год назад выпустил книжку новых стихов. Два года назад вышла книжка воспоминаний 'Книга странствий'. Она уже есть в России. И чуть меньше года назад выпустил книжку - подарок судьбы - 'Гарики из Атлантиды'.

    Нашлись более полутора тысяч стихов, которые 25 лет я считал утерянными - третья часть 'Гариков на каждый день'. Вы помните: в книжке две части. Третья пропала в 1979 году.

    Дело было так. В конце семидесятых у меня была недолгая пора душевной слабости: я относился к сочинительству серьезно и собрал тысячи две своих четверостиший, разложил их в три пачки, аккуратно пронумеровав. Машинописных экземпляров было три или четыре. За три дня обысков после ареста у меня вымели из дома все до клочка, и спустя пять лет я вернулся из Сибири в полностью очищенную от антисоветской скверны квартиру. Года за два до отъезда из России у кого-то из приятелей вдруг обнаружилась копия того собрания, и я наскоро слепил сборник избранного - 'Гарики на каждый день'. Переправил их за границу, и спустя несколько лет они стали книгой. Но часть четверостиший сгинула, с годами я о них не забыл, но мысленно простился. Порою у меня мелькало слабое поползновение востребовать с Лубянки мой архив, однако брезгливость оказалась много сильнее любопытства, и вступать с ними в отношения я не стал.

    У меня есть друг, которого я знаю больше сорока лет. После отсидки пришел к нему в институт. Прощаясь, он сказал: 'Послушай, ты у них под колпаком, конечно, и в Сибири был, так ты ходи со мной видаться в институт, домой пока не надо, ладно?' Фраза меня поразила настолько, что я больше не мог себя заставить позвонить ему. Потом я уехал в Израиль. В один из приездов в Москву узнал, что у него умерла жена. Позвонил. Встретились и говорили, словно между нами не лежал провал в восемнадцать лет. Он сказал, что у него хранится сумка с моим архивом. Принес. В ней оказались черновики того собрания 'гариков'. Мне оставалось только выбрать стишки, которые не умерли после крушения империи, хотя и сохранили запах того страшного и привлекательного времени. А еще я не удержался и вставил три десятка из четверостиший, которые мои друзья в Израиле печатали четверть века назад, сохраняя в тайне фамилию автора. На обложках тех изданий стоял псевдоним: Игорь Гарик...

     

    ЧРЕВО ЖИЗНИ ПО ФАМИЛИИ ГУБЕРМАН

    - Игорь Миронович, знаю человека, который всерьез считает, что Губерман - русофоб. Не любит он, де, Россию, раз такие стихи о ней пишет: 'Я Россию часто вспоминаю,/думая о давнем дорогом,/я другой такой страны не знаю,/где так вольно, смирно и кругом'. Издевается Губерман...

    - А не сказал он, что я еще и евреев не люблю? Я и такие стихи пишу:

     

    Раскрылась правда в ходе дней,

    туман легенд развеяв:

    евреям жить всего трудней

    среди других евреев.

     

    По этому поводу часто получаю записки. Удивленные евреи пишут: 'Что же вы так про своих?' Разгневанные пишут иначе: 'Ваши стихи напоминают Германию времен рейха. Один мужик сообщил, что нашел безумное количество моих стихов на антисемитских сайтах. Я ответил, что это свидетельствует не о семантике моих стихов, а об уровне вкуса того, кто эти стишки прочитал и ничего не услышал. Так что все эти разговоры про мою русофобию и антисемитизм - чушь собачья. Кстати, филолог из Донецка тоже обрушился на меня: 'Что же вы, уехав из России, такие слова употребляете?' Я говорю: 'Назовите хоть одно слово, поносящее Россию!' Он: 'Назову. Вы написали, что Россия - черная дыра всех надежд и устремлений. Черная дыра - это оскорбление'. Я засмеялся: 'Это - объективная реальность, данная, кстати, именно вам в ощущениях'. Глупо распинаться в любви к евреям и России. И мне жалко тех, кто этого не слышит...

    - Я для себя ответ нашел. Ирония рождается из контрастов и противоречий - из чрева жизни: любви и ненависти, преданности и коварства, отваги и трусости и еще бог знает чего. И чем больше всего этого в человеке, тем ироничнее взгляд на жизнь. 'Гарики' пронизаны иронией - не понимают ее обделенные люди...

    - Я бы добавил. Высокие слова - любви, патриотизма, романтики - скомпрометированы подонками из отделов пропаганды. Сегодня нельзя сказать: 'Не спи, не спи, художник, ...ты вечности заложник, у времени в плену' - прозвучит пошло. Поэтому из тактичности, уважения к русскому языку, к теме скомпрометированных слов употреблять нельзя...

    - Почитайте, пожалуйста, напоследок что-нибудь из 'Атлантиды'...

     

    Вполне я согласен с Сократом,

    сказавшим толпе горожан:

    душа изъясняется матом,

    а разум - безухий ханжа.

     

    Мы из любых конфигураций

    умеем голос подавать,

    мы можем стоя пресмыкаться

    и на коленях бунтовать.

     

    Нет, человек принадлежит

    не государству и не службе,

    а только тем, с кем он лежит

    и рюмкой делится по дружбе.

     

    Пусты, сварливы, слепы, дерзки,

    живем ползком или бегом -

    свои черты ужасно мерзки,

    когда встречаются в другом.

     

    Есть во взрослении опасность:

    по мере близости к старенью

    высоких помыслов прекрасность

    ужасно склонна к ожиренью.

     

    В России удивительней всего

    привычка от партера до галерки

    штаны снимать задолго до того,

    как жопа назначается для порки.

     

    Сейчас в любом из нас так много

    смешалось разных лиц и наций,

    что голова, как синагога,

    полна святынь и спекуляций.

     

    Нам неохота даже в рай

    от русской гибельной земли,

    милее жизни людям край,

    где их травили и еб...

     

    За то, что жизнь провел в пирах,

    пускай земля мне будет пухом

    и, в ней покоясь, бедный прах

    благоухает винным духом.

     

    Беседовал Леонид Говзман

    Интервью в сокращенном варианте печаталось в 'Московской среде'

     

     

     

    'ЕВРЕЙСКОЕ СЛОВО', ?4 (177), 2004 г.

    http://www.e-slovo.ru

    >>> Читать следующую статью >>>


    

Designe of page
CSI "Facktor"
mailto: foxmax@inbox.ru