НЕОБХОДИМО СМЕЯТЬСЯ НАД СЕРЬЁЗНЫМИ
ВЕЩАМИ
|
|
|
17 ноября 2003, 09:59 Наталия Зограбян Моё знакомство с Игорем Губерманом случилось два года назад в ростовской филармонии, а потом были книги, книги, книги, которые я читала уже запоем. В минувшее воскресение Губерман вновь приезжал в Ростов, и вновь не боялся смеяться над самыми серьёзными вещами. Жизнь и смерть, проблемы добра и зла в тексте вплетены в комичные ситуации и философские монологи... В октябре в Москве на сцене МХАТа им.Чехова гастролировал театр из Тель-Авива 'Гешер'. Трудно труппу этого театра назвать израильской - почти на 100% она состоит из бывших россиян, уехавших в конце 80-х вслед за своим мэтром, режиссёром Е. Арье. Они так и играют свои постановки: половину на русском языке, половину - на иврите. Мне довелось посмотреть прославленный в мире спектакль на иврите 'Деревушка' - абсолютно обворожительное действо о жизни на тех самых обетованных территориях в 1949 году, рассказанное устами еврейского мальчика. Тёплый, ироничный, горький, он довёл-таки публику в зале до робких слёз на лице. Да, нам выдали наушники, и перевод на русский язык был обеспечен, хотя всё происходящее было понятно без слов. Чем больше я смотрела на текущую перед глазами простейшую жизненную историю, тем чаще почему-то вспоминала Игоря Губермана, его книги и знаменитые 'гарики'. Моё знакомство с ними случилось два года назад в ростовской филармонии, а потом были книги, книги, книги, которые я читала уже запоем. Губермана с этой 'деревушкой' роднит одно главное 'местечковое' качество - он не боится смеяться над самыми серьёзными вещами. Жизнь и смерть, проблемы добра и зла в тексте вплетены в комичные ситуации и философские монологи. Просто удивительно, как поэт в 'гариках' превращает в легкомысленную забаву искусство, и наоборот. По части балансирования между смешным и серьёзным ему нет равных. 'Гарики' теперь - почти цитатник афоризмов для всех пишущих о нынешнем мире журналистов. Дело даже не в остроумии и изобретательности автора. Писатель и поэт задал целое направление в художественной мысли: почти пророк, не желающий им быть: бросит изощрённую идею в стих, почти лозунг, и тут же отшутится: Когда вдруг рухнули святыни И обнажилось их уродство, Душа скитается в пустыне, Изнемогая от сиротства. Или А жизнь летит, и жить охота, И слепо мечутся сердца Меж оптимизмом идиота И пессимизмом мудреца. Конечно, знающие люди в курсе, что именно Губерман ввёл мат в высокую литературу, как часть, необходимую иногда художественному содержанию. С ним почему-то давно не спорят. Даже центральное телевидение, показавшее 4-серийный текст о жизни писателя, не вырезало его рассуждения на эту тему. Прошедшие через российские тюрьмы авторы не могут высказать свои мысли о ней иначе, чем через ненормативную лексику. Светлое будущее и не менее светлое прошлое всем давно надоело. Но Губерман верен себе во всём: если он говорит с экрана или сцены - слушаете, забыв обо всём, а если он пишет - читаете взахлёб. Горючая смесь высот бытия и дна быта превращает стыдные, но такие реальные окраины жизни в факт подлинной литературы. Он специалист по нашему прошлому. А специалистов по будущему и не бывает. У Губермана в мемуарах, повестях, философских наблюдениях, его же словами, '...бесчинствуют без жалости и милосердия три богини гнева и мести, три сестры-Эринии: Тизифа, Алекса и Мегера. И пять разбойничных сестричек Гарпий... Словом, общий облик всей компании понятен'. Химеру наш герой тоже не обошёл своим вниманием... Интеллектуал пишет по всем правилам драматургии, швыряет себя и своих персонажей из рая в ад, и наоборот: блистательная игра в слова, непредсказуемый сюжет, а часто его и не бывает, много неприличностей. Но такова была его жизнь. Драматургия на сцене во время встреч также почти непредсказуема. Всё зависит от публики в зале. Хочет она поболтать на кухне с Губерманом? Это запросто. Придёт на концерт получить ностальгическую сказку о прошлом? И это возможно. Губерман - чуткий автор. Ему легко и жадно верится - при любом раскладе на его выступлениях скучать не дано никому. Получено отсюда: http://raw.7c.ru
|
|
|
Designe of page |