Дорогой читатель! Вновь отправляем мы тебя в странствия по градам и весям мировой культуры. Сегодня тебе предстоит стать очевидцем диалога с Игорем Губерманом. Поэтические вечера Игоря Губермана ныне пользуются в СНГ значительной популярностью. Большими тиражами печатаются его стихи - гарики, читают и его прозу. Он, что называется, 'на коне':
Честно говоря, осмысление наследия признанных титанов мировой культуры - Гомера или Толстого, Шекспира или Эдгара По, Фолкнера или Хемингуэя представляется мне занятием и более плодотворным, и более актуальным для трезвеннического движения. Их роль в противоборстве проалкогольных и антиалкогольных идеологий куда значительнее. Однако мысль - потягаться с силами с Губерманом - приходила в голову не одному Юрию Увакину. Еще весной 1994 г. на страницах приложений к 'Фениксу' поэтический диалог с создателем гариков начала Любовь Русанова (Киев). Теперь эстафету у нее принял автор, хорошо знакомый тебе, читатель. В прошлом году Юрий Увакин 'замахнулся' на Омара Хайяма. Получился ли диалог трезвенника с питейщиком в сегодняшней 'Эйфории'? По-моему, не во всем. Порой Губерман убедительнее, чем его оппонент. А где-то ему даже удается заочно навязать компромисс на базе 'умеренного' винопития. Но диалог - это не приговор, и точка в полемике еще не поставлена. Торжество трезвости в сфере прекрасного - не событие, а процесс, и роль в нем твоей активности, читатель, просто неоценима. По следующим страницам ты пойдешь самостоятельно. Там ты увидишь своеобразные триады. Каждая маленькая главка состоит из общего заголовка, гарика* (он набран курсивом) и антигарика - ответа Юрия Увакина. Ну а каков получился ответ - время рассудит.
Владимир Ловчев, председатель МНАТ
* Гарики цитируются по изданию: Губерман И. Гарики на каждый день. Минск: МЕТ, 1999.
Стыдиться ли красного цвета?
'Не стесняйся, пьяница,
носа своего,
он ведь с нашим знаменем
цвета одного'.
Теперь пора б уже стесняться
Не только трезвому, но пьянице.
Ведь большевистский красный флаг
Есть символ пьянства, людям враг.
Лекарство от жизни
'Нам жить и умствовать дано,
искать дорогу в Божье царство
и пить прозрачное вино,
от жизни лучшее лекарство'.
Нам жить и чувствовать дано,
Искать дорогу в Божье царство.
Но не поможет здесь вино,
Отрава жизни - не лекарство.
Враг ли - пьянство?
'Не верь тому, кто говорит,
что пьянство - это враг,
он или глупый инвалид,
или большой дурак'.
Так утверждает только тот,
Кто мало пил вина.
Конечно, он - не идиот,
В том не его вина.
Наш путь
'Весь путь наш - это
времяпровожденье,
отмеченное пьянкой с двух сторон,
от пьянки, обещающей рожденье,
до пьянки после похорон'.
О, если б только с двух сторон
Тебя сопровождало пьянство!
Коль ты б не пил до похорон,
Имел бы в жизни постоянство!
Каковы старики?!
'Я многому научен стариками,
которые все трезво понимают,
и вялыми венозными руками
спокойно свои рюмки поднимают'.
Что ж я могу сказать про стариков?
Их, видно, жизнь совсем не научила.
Бутылку пряча в свой альков,
Те мнят, что в ней вся жизни сила:
Пропил или пропил?
'Да, да я был рожден в сорочке,
отлично помню я ее,
но вырос и, дойдя до точки,
пропил заветное белье'.
Возможно, ты белье и пропил,
Но, ум имея и талант,
Из алкогольной вылез топи -
Известных 'гариков' Атлант.
Время, деньги или вино
'Вон опять идет ко мне приятель
и несет холодное вино;
время, кое мы роскошно тратим, -
деньги, коих нет у нас давно'.
Тратим мы и деньги, тратим время,
Всё сжирает хладное вино.
Да, питьё - эпохи нашей бремя,
Бич здоровья, времени оно.
Пивной сосуд
'Когда, замкнув теченье лет,
наступит страшный суд,
на нем предстанет мой скелет,
держа пивной сосуд'.
С тобою часто в жизни было пиво,
Твой организм - большой пивной сосуд.
И славу Богу, коль скелет счастливый,
Друзья с сосудом пива понесут.
На бога надейся...
'Не будь на то Господня воля,
мы б не узнали алкоголя,
а значит, пьянство не порок,
а высшей благости урок'.
Мы знаем благости, пороки.
Наш ум фильтрует все уроки.
Благославляет сверху Бог,
От пьянства кто сдержаться смог:
Воспарение к недоумку
'Известно даже недоумку,
как можно духом воспарить.
за миг до супа выпить рюмку,
а вслед за супом - повторить'.
А как плодятся недоумки? -
Плодятся даже и от рюмки.
Чтоб недоумков не плодить,
Не лучше ль просто нам не пить!
Сосцы отчизны
'Чтоб дети зря себя не тратили
ни на мечты, ни на попытки,
из всех сосцов отчизны-матери
сочатся крепкие напитки'.
Нас кормит мать, отчизна поит,
Ее сосцы-то - спиртзаводы.
С системой юноши не спорят,
Их ум уж с детских лет на взводе.
Наливать ли?!
'Налей нам друг! Уже готовы
стаканы, снедь, бутыль с прохладцей,
и наши будущие вдовы
охотно с нами веселятся'.
Ты прав, о славный Губерман.
Когда нам жены наливают,
И, поднося с вином стакан,
Они к могиле нас толкают!
Горечь и сладострастие
'Не тяжелы ни будней пытки,
ни суета окрестной сволочи,
пока на свете есть напитки
и сладострастье книжной горечи'.
Есть сладострастье книжной горечи,
Рождают горечь в нас напитки.
Мы пьем, а суета валютной сволочи
Нам доставляет будней пытки.
Что есть бутыль:
'Напрасно врач бранит бутыль,
в ней нет ни пагубы, ни скверны,
а есть и крылья, и костыль,
и собутыльник самый верный'.
Конечно, жаль, если бутыль
Тебе становится собратом.
Когда в душе твоей пустырь,
Не станешь трезвости солдатом!
Две большие разницы
'Живя в загадочной отчизне,
из ночи в день десятки лет
мы пьем за русский образ жизни,
где образ есть, а жизни нет'.
Мы много лет в отчизне жили,
И до сих пор мы в ней живем.
Но в том лишь разница, что пили,
Но жить хотим - теперь не пьем!
В рай ли отпуск?
'Когда я ставлю пальцев оттиск
на плоть бутыльного стекла,
то словно в рай на краткий отпуск
являюсь прямо из котла'.
Не лучше ль ставить пальцев оттиск
На плоть живую - не стекла?
От возлияний взять бы отпуск,
Не лезть в пучину ад-котла,
Любовь чтоб в душу потекла:
ВОЗЛИЯНИЕ и влияние
'Снедаемый беспутством, как сиротством,
под личным растлевающим влияньем,
я трещину меж святостью и скотством
обильно заливаю возлиянием'.
Ты если бы не делал возлиянья
В ту трещину меж святостью и скотством,
Наверно б, не испытывал влиянья
Беспутства, что не путают с сиротством.
Легчает ли чаша?..
'Познавши вкус покоя и скитаний,
постиг я, в чем опора и основа:
любая чаша наших испытаний
легчает при допитии спиртного'.
Да, ты познал немало испытаний,
И вряд ли спирт их чашу облегчает,
И не покой, а снова мир скитаний,
Больших скитаний тяжесть ожидает.
Перо и штопор
'Пока скользит моя ладья
среди пожара и потопа,
всем инструментам бытия
я предпочел перо и штопор'.
Перо - хороший инструмент -
Ладьи скольженью помогает.
А штопор: жди - придет момент -
В ладье отверстье пробуравит.
Где ответы на вопросы?
'На дне стаканов, мной опустошенных,
и рюмок, наливавшихся девицам, -
такая тьма вопросов разрешенных,
что время отдохнуть и похмелиться'.
На дне ж стаканов, мной опустошенных,
И рюмок, мною налитых девицам,
Возникла тьма вопросов нерешенных.
Их не решить, коль не остановиться.
Когда является солидность?:
'Вчера ко мне солидность постучалась,
она по седине меня нашла,
но я читал Рабле и выпил малость,
и вновь она обиженно ушла'.
Ко мне солидность тоже постучалась,
Но признак в том - не наша седина.
А дело в том - не пить, хоть даже малость, -
Не как учил Рабле нас - пить до дна:
Я сам судья :
'Никто на свете не судья,
когда к бутылкам, тьмой налитым,
нас тянет жажда забытья
и боль по крыльям перебитым'.
Бывает жажда забытья
И боль по крыльям перебитым.
Но не хочу тянуться я
К бутылкам, тьмой густой налитым.
>Себе мы сами доктора
'Мы пьем и разрушаем этим печень,
кричат нам доктора в глухие уши,
но печень мы при случае подлечим,
а трезвость иссушает наши души'.
Мы пьем и разрушаем этим печень,
Но мало - иссушаем мы и души.
И печень мы уж вряд ль потом подлечим,
Лишь трезвость нам пожар души потушит!
Если захмелиться:
'Мне стоит лишь под вечер захмелиться,
и снова я врага обнять могу,
и зло с добром, подруги-кобылицы,
пасутся на души моем лугу'.
Да, стоит нам иной раз захмелиться,
Как можно и врага к груди прижать.
Коль с алкоголем плотно подружиться,
Недолго и друзей своих предать.
А как вам во хмелю?
'Мне легче и спокойней во хмелю,
душа моя полней и легче дышит,
и всё, что я действительно люблю,
становится значительней и выше'.
Под кайфом всё спокойней и милей,
И жизнь 'полна', и грудь 'полегче' дышит.
И катятся колёса 'веселей',
В итоге сдвиг мы ощущаем 'в крыше'.
Материя - в виде спиртного
'Материя в виде спиртного
подвержена формам иным,
творящим поступок и слово,
согретые духом спиртным'.
Материя в виде спиртного -
Особая форма материи:
Поступок роняется, слово
И движется дело к истерии.
Диапазон души
'Какое счастье - рознь календарей
и мой диапазон души не узкий:
я в пятницу пью водку как еврей,
в субботу после бани пью как русский'.
Но русский пьет не только после бани -
Всегда для него выпить - наслажденье.
Совместное продолжить возлияние
Возможно, начиная с воскресенья:
Наслажденье воздержаньем -
Ожиданье с обожаньем
'Наслаждаясь воздержаньем,
жду, чтоб вечность протекла,
осязая с обожаньем
плоть питейного стекла'.
Как же можно наслаждаться
Воздержаньем, если ждать -
К плоти чтоб стекла прижаться,
И напиться снова всласть?:
Загадка истории
'Не в том ли разгадка истории русской
и шалого духа отпетого,
что вечно мы пьем, пренебрегши закуской,
и вечно косые от этого'.
Что русский народ часто пьет без закуски,
Навряд ли разгадка истории.
Но именно так пьет и именно русский,
Загадочный факт и не более:
Благословен ли богом пир?
'Корчма, притон, кабак, трактир,
зал во дворце и угол в хате -
благословен любой наш пир
в чаду Господней благодати'.
В чреде земной всей благодати,
Конечно, есть притон, трактир,
Зал во дворце и угол в хате.
Благословен ли Богом пир?..
Гуляки и изваянья
'Людей великих изваяния
печально светятся во мраке,
когда издержки возлияния
у их подножий льют гуляки'.
Гуляки пьют и исчезают,
А изваянья - те стоят.
Кто лишь вино в себя вливает,
Не увеличит статуй ряд.
Смысла жизни откровенье
'В любви и пьянстве есть мгновенье,
когда вдруг чувствуешь до дрожи,
что смысла жизни откровение
тебе сейчас явиться может'.
Да, смысла жизни откровенье
Нам открывается в любви.
Но то, что в пьянстве есть сомненье,
Могу ответить визави:
В чем служба богу?..
'Аскет, отшельник, дервиш, стоик -
наверно, правы, не сужу.
но тем, что пью вино густое,
я столь же Господу служу'.
Я - не аскет, отшельник, стоик,
И Богу не служу вином.
Решил, что пить уже не стоит,
А нужно думать об ином:
Вина глухая власть
'Не зря я пью вино на склоне дня,
заслужена его глухая власть.
вино меня уводит в глубь меня
туда, куда мне трезвым не попасть'.
Известна всем вина глухая власть.
Она нас глубоко в себя уводит.
Но если пить и часто, да и власть, -
К непредсказуемым последствиям
приводит :
Теплеть от восхода зари!
'Одни с восторгом: заря заката!
другие с плачем: закат зари!
а я вот выпил, но маловато,
еще не начал теплеть внутри'.
Этот гарик написан за рюмкой
Да на салфетке стола кофейни.
Видно, от водки теплеет думка,
А о другом, видно, мысль - 'до фени' :
Мудрый мир и немудрый пьяница
'Как этот мир наш устроен мудро.
в глухой деревне, в лихой столице
вслед за ночью приходит утро,
и есть возможность опохмелиться'.
Да, мир, конечно, устроен мудро,
Но только не в смысле похмельного утра.
Ведь похмеляться можно и в вечер,
Готовя стопке похмельной встречу.
ПЛОДЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ
'А страшно подумать, что век погодя,
свой дух освежив просвещеньем,
Россия, в субботу из бани придя,
кефир будет пить с отвращеньем'.
Не страшно подумать, не век погодя,
Уж оптималисты имеются,
Что водку не пьют, и из бани придя,
На трезвость Россия надеется...
К вопросу об обрядах
'Любых религий чужды мне наряды,
но правлю и с охотой, и подряд
я все религиозные обряды,
где выпивка зачислена в обряд'.
Не только у религий есть обряды,
Их много у народов разных есть,
Приставить если все обряды рядом,
То будешь пить и не успеешь есть :
Вино и время
'Крутится судьбы моей кино,
капли будней мерно долбят темя,
время захмеляет, как вино,
а вино целительно, как время'.
Время захмеляет, как вино,
А вино целительно - помалу:
Много если потреблять, - оно
Быстро доведет нас до финала :
И мыслящий, и пьяный:
'Паскаль бы многое постиг,
увидь он и услышь,
как пьяный мыслящий тростник
поет 'шумел камыш'.
'Шумел камыш' певали до Паскаля
На разных языках.
И пьяных мыслящих видала
История в веках:
ХМЕЛЕТЬ или пленять?
'Нет, я не знал забавы лучшей,
чем жечь табак, чуть захмелев,
меж королевствующих сучек
и ссучившихся королев'.
Меж королевствующих сучек
Легко табак жечь, захмелев.
Тверезым же возможно лучше
Пленять нессучившихся дев,
Дойдя затем до ... королев.
До последнего понедельника
'Но и тогда я буду пьяница
и легкомысленный бездельник,
когда от жизни мне останется
один ближайший понедельник'.
Мы никогда не знаем точно,
Сколько нам дней оставил Бог.
Но я могу сказать заочно,
Что пьянство - лучший Ваш пирог:
БАНАЛЬный сюжет
'Снова я вчера напился в стельку,
нету силы воли никакой.
бог ее мне кинул в колыбельку
дрогнувшей похмельною рукой'.
Себя стегать: 'Нет силы воли', -
Сюжет известен тот для всех.
Но ежели не пить Вам боле -
Огромен мог бы быть успех!
Застрять в делах - такая мука
'Когда друзья к бутылке сели,
застрять в делах - такая мука,
что я лечу к заветной цели,
как штопор, пущенный из лука'.
Когда к бутылке, как к магниту,
Вас тянет, нежели к друзьям,
Наверно, много в жизни пито
И тормознуть себя нельзя.
И ПОЭТ, нищий, Но НЕ БЕЗДАРЬ
'Кануть в лету царям суждено,
а поэты не тают бесследно,
царский миф - послезавтра г..но,
пьяный нищий наутро - легенда'.
В Лету, нет, не уйдет государь,
Если жил для людей, для народа.
И поэт, если он не бездарь,
След оставит, хоть с пьяным исходом.
Значительные способности
'А был способностей значительных
тот вечно пьяный старикан,
но был и нравов расточительных,
и все ушло через стакан'.
И Бог был очень расточительный,
Что пьянице дал столько лет.
Набор способностей значительных
Тот в винный обратил букет.
Лето в январе
'Однажды летом в январе
слона увидел я в ведре,
слон закурил, пустив дымок,
и мне сказал: 'Не пей, сынок'.
Когда январь приходит летом,
И слон к Вам лезет из ведра,
Горячки белой признак это -
Пришла 'завязывать' пора.
Спит удача с перепоя
'День, который плохо начат,
не брани, тоскливо ноя,
потому что и удача
утром спит от перепоя'.
День, который плохо начат,
Не брани, тоскливо ноя.
Отвернется и удача,
Если встал ты с перепоя.
Самокритика и критика
'Редеет волос моих грива,
краснеют припухлости носа,
и рот ухмыляется криво
ногам, ковыляющим косо'.
Не редка волос твоих грива,
И носа не красны припухлости,
И пишешь ты славно, не криво -
Похмельной не бросив все ж 'ухости'.
Осмысление пьянства
'Не бывает напрасным прекрасное,
в этой мысли есть свет и пространство,
и свежо ослепительно ясное
осмысление нашего пьянства'.
Если есть осмысление пьянства,
В этом есть элементы прекрасного.
Но, что пьянство сужает пространство,
Хорошо, чтобы всем было всем ясно:
Превратности любви
'Подвыпив с умудренным визави,
люблю поговорить лицеприятно
о горестных превратностях любви
России к россиянам и обратно'.
Не надо пить с премудрым визави,
Ведь с пьяным говорить о всем приятно.
Понятны трезвому превратности любви
России к россиянам и обратно:
СТРАННАЯ Любовь к отчизне
'К родине любовь у нас в избытке
теплится у каждого в груди,
лучше мы пропьем ее до нитки,
но врагу в обиду не дадим'.
Мы себя, отчизну пропиваем
По бокалу, литру, по ведру.
Что не пропито, потом мы защищаем, -
Это русскому народу по нутру.
Полет под хмельком
'В черный час, когда нас кувырком
кинет в кашу из огня и металла,
хорошо бы угадать под хмельком,
чтоб душа навеселе улетала'.
Можно под хмельком не разобраться,
Как душа в веселье улетит.
А в какой же чаше нам купаться, -
Господа подскажет аппетит.
К привычке опохмеляться
'Когда однажды ночью я умру,
то близкие, надев печаль на лица,
пускай на всякий случай поутру
мне все же поднесут опохмелиться'.
Ты от вина по жизни не страдал,
Хоть временами мог до самых риз
напиться.
И миг придет заснуть тебе когда,
Захочешь и тогда опохмелиться:
КРУГОВОРОТ ПЛОТИ
'Когда земля меня поглотит,
разлука долго не продлится,
и прах моей греховной плоти
в стекло стакана обратится'.
Омар Хайям себе предрек
В кувшин из глины обратиться.
А Губерман нам всем изрек:
Пусть прах его в стекле продлится.
Добавлю, истине не поперек:
Чтоб всяк в нем мог опохмелиться:
Бог, черт или мы:
'Где-то в небе для азарта
захмелясь из общей чаши,
бог и черт играют в карты,
ставя на кон судьбы наши'.
Если Бог и черт играют
В карты, выпив в небесах,
Человек себя сам славит,
Чашу выбросив ко псам.
В наш век ничтожен ль человек?
'Мне повезло на тех, кто вместе
со мной в стакане ищет дно,
чем век подлей, тем больше чести
тому, кто с ним не заодно'.
Ты счастья дно искал в стакане,
Но ты был, к счастью, не один.
Тюрьма - этап твоих исканий,
Теперь - себе ты господин!