Книга о вкусной и здоровой жизни |
|
|
Предисловие Дины Рубиной "НОЕВ ГРАНД-КОВЧЕГ"
Бывал обманут сердцем я, / Бывал обманут и рассудком, / Но никогда еще друзья, / Обманут не был я желудком. / Е. Баратынский
Отношения с городами, как и с людьми, складываются по-разному: к одним проникаешься симпатией сразу, с другими процесс сближения занимает многие годы. С кем-то со временем отношения развиваются, углубляются, к другому - остываешь. А то, бывает, встретишься после перерыва, и поговорить не о чем - перед тобой чужой, скучный человек (место). Так ли, иначе ли, а Венеция - это единственный в мире город, знакомство с которым происходит мгновенно, а любовь - с первого взгляда и на всю жизнь. Чтобы полюбить Брюгге - нужно несколько часов, чтобы полюбить Париж - хотя бы несколько дней, Рим - несколько месяцев. Полюбить Тель-Авив взяло у меня 15 лет. Для того, чтобы влюбиться в Венецию, нужно несколько секунд. И совершенно неважно, сколько времени продлится твой роман - один день или много лет, - счастье гарантировано вне зависимости от срока. Ритм колышущейся в каналах воды организует не только физическое пространство города: светлый полумесяц отраженного в воде неба клавесинными арпеджио переливается в музыке Вивальди и Альбиони, серебряными и золотистыми бликами вспыхивает в тяжелых складках драпировок Веронезе и Тинторетто, легким узором белых наличников и арочек пробегает по красным фасадам. Опыт не улучшил никого; те, кого улучшил, - В Венецию мы приехали из Парижа. Почти весь 1987 год я провел в этом городе, отношения с которым у меня были достаточно напряженными по моей (я отдавал себе в этом отчет) вине. Они не сложились раньше, еще в самолете, когда, впервые в жизни подлетая к Парижу, я смотрел на рассыпанные внизу огни. Внезапно мое радостное ожидание встречи с легендарн городом испарилось, уступив место тяжелой, мрачной обиде. Боже, как в юности мечтал я об этом городе! Я до сих пор помню приснившийся мне, четырнадцатилетнему подростку сон, будто ночью я иду по мощеной булыжниками темной, ничем чем не примечательной улице. Сжатая безликими, серыми, трех- и четырехэтажными домами улица круто уходит вверх. Теперь я понимаю очень ясно Моросит дождь. И сегодня, спустя почти сорок лет, я помню поднимающееся от ступней ног к сердцу, кружащее голову тушение счастья: я ступаю по булыжникам Парижа! Нам, конечно, уйти суждено, Все эти зрительные, звуковые и обонятельные галлюцинации, вся тоска и ностальгия по городу, который я знал наизусть и в котором никогда не бывал, однажды нашли свое совершенное воплощение в жемчужно-сером сиянии экрана кинотеатра "Кинематограф" на Большом проспекте Васильевского острова. Да, конечно, в фильме начала 30-х годов "Набережная туманов" действие происходит в другом городе, кажется в Гавре. Но разве это имело значение? Нежное, светлое лицо с высокими, поднятыми к вискам, как два лепестка королевской лилии, скулами и серыми, мерцающими под росчерками тонких бровей глазами, было лицом Парижа. Чем пошлей, глупей Я брел по набережной Невы и потом через Дворцовый мост, зачарованный кинематографическим символом своих детских мечтаний, мальчишка, всем своим существом ждущий их воплощения и, несмотря ни на что, надеющийся на чудо. В беседе с дамой много проще В том, что наше свидание не состоялось тогда, когда ему следовало произойти, моей вины не было. Да и Париж, собственно, виноват не был. На что было обижаться - на судьбу, на советскую власть? И все же обида за неслучившийся роман заставила меня надменно и холодно взглянуть на играющий желтыми осенними листьями веселый город. "Не больно-то хотелось", - равнодушно пожимал я плечами на улицах Монмартра. "Не больно-то хотелось", - кривил губы на бульваре Монпарнас. Про подлинно серьезные утраты ; Не привыкший к такому отношению Париж активно соблазнял меня, но я оставался спокойным, чуть злорадно наблюдая за усилиями опытной кокетки. С тех пор, бывая в Париже, я всегда выдерживал дистанцию, ограничивая себя выставками, концертами, дегустациями, словно не в город приезжал, а являлся с визитом в музей, оперу или ресторан. Нереализованная мечта, несбывшееся желание сделали меня осторожным и подозрительным. Когда достаточно неожиданно для себя я получил студию в "Ситэ" - Интернациональном центре искусств в Париже, - сердце мое не вздрогнуло. "Всего лишь Париж", - подумал я вяло и стал собираться. За радости азартных Стены студии я завесил фотографиями рынка Махане Иегуда. "Ты бы еще окна заклеил", - посоветовал мне Арон Априль. Ушиб растает. Кровь подсохнет. Чтобы отпраздновать приезд, я повел семейство в ресторан. Сам я по ресторанам ходил мало. Именно в Париже я начал впервые готовить, соревнуясь с Толей Васиным по части приготовления супов из овощей, купленных на рынке Бастилии. Постепенно я расширял свой репертуар, экспериментируя с пастой, рыбой, мясом, и достиг определенного уровня. Что же касается ресторанов, то, если не учитывать приглашения моих французских друзей в действительно хорошие места, как "Клозери де Лила", "Прокоп", "Бонфинже", я ограничивал свой репертуар дешевыми забегаловками, а также китайскими и греческими ресторанчиками на Контрэскарпе. На свете столько разных - Машенька, что ты хочешь? - спросил я. За столькое приходится платить, - Машулик, Машулик, успокойся, - заторопился я, - не надо, у них наверняка есть то, что ты сможешь есть. Пусть меня заботы рвут на части, Оно было совсем небольшим, трехэтажным, фасад в пять окон. Затейливые наличники первого этажа, крохотный балкон на втором, под крышей маленькие окна третьего. Из-за стены, примыкавшей к палаццо, вытягивали к каналу свои ветви два больших дерева. Когда азарт и упоение В каменной стене отворилась дверца, и на набережную выкатился черный мохнатый шар. Маленький, не поймешь, где голова, где хвост, он сделал несколько прыжков... Потерявшая дар речи Вера протянула руку, указывая на черного, как две капли воды на меня похожего пуделя. Пасхальные каникулы промелькнули, Вера с Машей улетели в Иерусалим, а я продолжал свою парижскую жизнь. Мастерская постепенно заполнялась работами, все больше про рынок Махане Иегуда и Иерусалим. Однако как бы ни ворчал я на Париж, как бы ни воротил нос, но город брал свое: не случайно, покуда живопись была живописью, он был ее столицей. Нет в мире города, который бы лучше воспитывал глаз. К весне глаза мои промылись в достаточной степени. Уезжать из Парижа без выставки было как-то неприлично: художник, не имеющий в послужном списке Парижа? Я всегда на сочувствия праздные Наступил месяц май. В Люксембургском саду цвели каштаны, на набережной целовались влюбленные, на аллеях Тьюильри катали шары пенсионеры, у меня открылась выставка. Власть и деньги, успех, И я ее поцеловал. Я коснулся ее губ, тех самых губ с экрана ДК им. С. М. Кирова на Большом проспекте Васильевского острова. Я коснулся пальцами светлых волос, и мой взгляд снова встретился с ее, несмотря ни на что, серыми глазами, светящимися, мерцающими серыми глазами семидесятилетней Мишель Морган. Редко нам дано понять успеть, Странный, похожий на смех звук заставил меня обернуться: в колеблющемся свете фонаря, наклонив голову набок, скалил зубы маленький черный пудель. Взято отсюда: http://www.petropol.com/
Предисловие Дины Рубиной "НОЕВ ГРАНД-КОВЧЕГ"
|
|
|
Designe of page |