Георгий Данелия.
"Безбилетный пассажир".
Короткие истории из жизни кинорежиссёра Ч.2

Главная Предисловие Стихи Проза Фотоальбом Статьи Книги Выступления Подражания Антигарики Гимн Игорю Губерману
Гостевая Форум Голосования Друзья Новости Автор сайта Апофеоз тщеславия

Используете ли Вы программы для блокирования банеров, счётчиков и PopUp?
Да, постоянно
Да, часто
Да, иногда
Блокирую только PopUp ("Выпрыгивающие окна")
Нет, не использую
Впервые слышу о таких программах
Другое
Результаты

Поиск по сайту
:: www.yandex.ru ::

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 Статья об авторе

    Нафталин

    Я остался без сценария. И Тамаз Мелиава, который чувствовал себя виноватым за “сикильдявку”, отдал мне свою очень удачную инсценировку небольшого эпизода из романа “Война и мир”, который он собирался поставить на площадке во ВГИКе.

    Ночь. У костра солдаты варят кашу. Из леса выходят два француза, голодные, ободранные, почти босые. Солдаты усаживают их у костра, кормят кашей, дают водки. Французы поели, выпили и заснули. “Тоже люди”, — удивился молодой солдатик Залетаев. (Его играл юный Лев Дуров, это был его дебют.)

    Условия съемок теперь были лучше, чем на курсовой: пленку дали один к пяти, была профессиональная съемочная группа и техника.

    Снимали зимой, ночью, в лесу недалеко от “Мосфильма”. Было очень холодно, и мой однокурсник, грек Манус Захариас (он играл французского офицера), простудился. На следующую ночь у него была температура 38,5, и пустить его босиком на снег мы, естественно, не могли. Так что в кадре “босые ноги французского офицера” мы снимали мои ноги.

    Я стою босиком на снегу, а оператор Николай Олановский уже двадцать минут ставит свет.

    — Скоро?

    — Сейчас еще один бэбик поставлю — и все.

    (Бэбик — маленький осветительный прибор.)

    Поставили бэбик.

    — Все?

    — Все. Сейчас только эффект от костра сделаем.

    Осветитель взял еловую ветку и стал махать перед прибором.

    — Быстрее! — сказал Олановский.

    Осветитель замахал быстрее.

    — Медленнее!

    А я все стою. Наконец сняли дубль. Олановский просит повторить. Сняли второй. Коля просит — еще: надо теперь помахать веткой у другого прибора. “Дорвался! Устроил себе именины сердца!” Сняли третий.

    — Все! Снято! — крикнул я и побежал к автобусу.

    — Стой! Не снято! — кричит Олановский. — Еще один дубль! Я только еще один бэбик добавлю!

    — Нет уж, родной, хватит!

    Утром отдали пленку в проявку. К вечеру узнаем, что наш материал напечатали. Терпения ждать, когда его выдадут, не было, — и мы побежали в лабораторию и напросились посмотреть вместе с ОТК. (Отдел технического контроля.)

    Идет наш материал, все нормально: лес, костер, солдаты... На экране — ноги на снегу, а на них — эффект костра. Хорошо! Не зря ветками махали. Первый дубль, второй... Женщина в белом халате (технический контролер) поворачивается ко мне и спрашивает:

    — Нафталину насыпали? Или соль?

    — Снег.

    — Да ладно. Я-то вижу, что не снег.

    Мне очень обидно. Два пальца зря отморозил! Наверное, все-таки надо было дать Олановскому поставить еще один бэбик.

     

    Пырьев

    Так прошло два года. Первые полтора мы учились в идеальных условиях. У нас была большая аудитория, свой просмотровый зал, куда три раза в неделю привозили фильмы из фильмофонда. Все мы были зачислены в штат студии как ассистенты режиссера первой категории, с такой же зарплатой.

    И все потому, что эти курсы придумал Пырьев, — а он был перфекционист: все, что его, должно быть на самом высоком уровне.

    Когда Пырьев стал директором, он развернул на “Мосфильме” грандиозное строительство. Построил два новых корпуса с павильонами, вырыл пруд, огородил территорию высокой чугунной решеткой и стал добиваться, чтобы все Воробьевы горы передали “Мосфильму” для натурных площадок.

    Тут-то его и сняли.

    А без Пырьева никто не знал, что с нами делать. Оказалось, что режиссерские курсы “Мосфильма” не зарегистрированы Министерством высшего образования и диплома режиссера-постановщика нам никто выдать не может. А если нет диплома, то и постановки нам не полагается.

    Побежали к Пырьеву. Но Пырьеву было не до нас: его персональное дело было на контроле в ЦК. (В Центральном комитете коммунистической партии.) А дело заключалось в следующем. Пырьев к тому времени придумал и пробил в правительстве Союз кинематографистов. Снимать фильмы и руководить объединением ему не хватало — надо было еще куда-то девать свою неуёмную энергию. (Думаю, если бы у Пырьева не отняли “Мосфильм”, то никакого Союза кинематографистов не было бы.)

    Пырьев отвоевал здание на Васильевской, отремонтировал его и решил устроить во дворе летний ресторан. Но ему не хватало места для помоста с роялем. Надо было отодвинуть забор на два с половиной метра.

    И Пырьев пошел по инстанциям — районные, городские, союзные... И везде получил отказ. Потому что рядом с Домом кино была школа, и никто не решался отнять землю у детей.

    Тогда Пырьев со своим верным соратником, оргсекретарем союза Григорием Марьямовым купили бутылку водки школьному сторожу и ночью втроем — сторож, Марьямов и Первый секретарь Союза кинематографистов Пырьев (депутат Верховного Совета СССР, народный артист СССР, лауреат шести Сталинских премий) — переставили забор. Как показала потом экспертиза — на два метра шестьдесят сантиметров.

    А утром Пырьев лично явился в школу и вручил постоянные пропуска в Дом кино директору школы и завучу. И все были довольны.

    Кроме учителя истории — парторга школы. Учителю истории стало обидно, что Пырьев не признает ведущей роли Коммунистической партии, и он написал письмо лично главе государства Никите Сергеевичу Хрущеву, что режиссер Пырьев ограбил советских детей.

    И теперь персональное дело Пырьева Ивана Александровича было на контроле в ЦК.

    А мы так и остались в штате “Мосфильма” ассистентами режиссера первой категории. Но уже без зарплаты.

    И я устроился третьим вторым режиссером к режиссеру Файнциммеру на картину “Девушка с гитарой”. Проработал два месяца и понял, что уже не хочу быть вторым режиссером. Хочу снимать сам!

    Редактор Марьяна Качалова, которая курировала курсы, сказала:

    — Ищите сценарий. Будет сценарий — будет шанс. Хорошо бы современный, на производственную тематику. Или военно-патриотический.

     

     

     

     

    Производственная тематика

    После четвертого курса архитектурного мы с Джемсом Жабицким проходили практику на строительстве МГУ.

    Когда мы появились на стройке, здание уже было возведено и шли отделочные работы. Я попал к прорабу по кличке Ётить.

    — Студент, ётить? Будешь у меня мастером по ремонту облицовки.

    Здание было облицовано керамической плиткой.

    Лифт не работал, и мы полезли пешком на тридцать первый этаж. Через окно вылезли на пудмости. Там курили солдаты. Пудмости были подвесными — покачивались, и было страшновато. Ётить объяснил:

    — Стучишь по плитке — если звук полый, ставь на раствор новую. Твой участок от сих до сих. И еще тут.

    Он пошел по доске за угол: там были такие же подмостни, а между ними лежала незакрепленная доска. Тридцать первый этаж, люди внизу казались муравьями — ступить на эту доску я не решался.

    — Ты где, ётить! — крикнул Ётить. — Иди сюда!

    Я пошел. Мне показалось, что доска поехала, и я вцепился в трос. Ётить еле отодрал меня:

    — Ты чего бздишь, ётить? Здесь два шага.

    Через какое-то время я привык и ходил совершенно спокойно.

    Начал работать. Солдаты курили и советовали, а я простукивал плитки, и ненадежные отдирал.

    Через пару дней Ётить поднялся посмотреть. И обалдел:

    — Ты что, ётить, ох...л?! Ты все расфурычил!

    — Только где звук полый.

    — Забудь про звук, ётить! Постукал — если не отлетела, оставляй!

    Так я и делал. Не знаю, как эти плитки до сих пор держатся.

    На шпиле над нами работали заключенные. Двое каким-то образом умудрились бежать и попали в цементный раствор (потом мы использовали это в сценарии “Джентльмены удачи”).

    Как-то пришел на стройку — около открытого люка стоит солдат-узбек и кричит что-то непонятное. Стали собираться люди. Оказывается, в подземные коммуникации пошел ядовитый газ. Появились пожарники и начали вытаскивать тела работавших там солдат. Некоторых врачи смогли спасти...

     

    Другая производственная тематика

    В феврале пятьдесят пятого меня от ГИПРОГОРа командировали на полтора месяца в Свердловскую область проверить схему расселения нескольких небольших городов Северного Урала (это когда я не взял с собой Ы-Фынь).

    Приехал в Свердловск, обошел гостиницы — мест нет. Сдал чемодан в камеру хранения на вокзале, посмотрел расписание — поезда во все нужные мне города уходят из Свердловска вечером и идут ночь. Это меня устраивало — там и буду спать.

    Уезжал вечером и рано утром, часа в четыре, приезжал на место. До города поезд каждый раз не доезжал несколько километров, — очевидно, чтобы сбить с толку шпионов: во всех этих городах были военные заводы. Идешь в темноте по шпалам. Входишь в город — широкие улицы, одноэтажные дома и высокие заборы. (Раньше там жили староверы.) Прохожих еще нет, спросить, где дом приезжих, не у кого. Мороз сорок градусов, и собаки лают.

    В доме приезжих (когда его разыщешь), долго стучишь в дверь. Открывает заспанная горничная:

    — Мест нет.

    Показываешь командировочное удостоверение, начинаешь уговаривать — пускает. Как правило, в домах приезжих было две-три комнаты на втором этаже, и в основном жили в них те, кто работал на заводе. Люди спали на кроватях и на полу — на матрасах. Садишься на лестнице, на ступеньки, и ждешь. В шесть — подъем, пора на завод. Все быстро собираются и уходят, а я, не раздеваясь, ложусь поверх одеяла на освободившуюся кровать и досыпаю. Ну, а потом иду в горисполком согласовывать схему расселения: в какую сторону будет развиваться промышленность, а где строить жилье, где спортивный комплекс. А потом иду смотреть, что они уже построили без согласования с центром.

    Обедал в столовых. Меню незамысловатое: суп из головизны (из рыбьих голов) и макароны с маргарином, больше пятнадцати копеек на обед не потратишь... Вечером возвращался в дом приезжих, знакомился с людьми, меня угощали хлебом с маргарином и чаем. А когда все ложились спать, я вносил поправки в свои чертежи.

    Так и ездил около месяца. В Свердловске я бывал проездом, мылся в бане, менял белье в камере хранения на вокзале, где хранил свой чемодан. (Хорошо, что Ы-Фынь со мной не пустили. Хоть и партизанка, но все-таки женщина.)

    Когда вернулся в Москву и сдал чертежи, сообразил, что забыл исправить названия. У меня на синьке плана города Нижняя Сысерть почему-то было написано: “Красноуфимск”, а на синьке Красноуфимска — “Нижняя Сысерть”. Кто-то до меня напутал. Я попросил вернуть мне бумаги, но мне отказали:

    — Нельзя.

    — Почему? У меня же есть допуск.

    — У тебя простой. А здесь “Ольга Павловна”. (Особая папка.)

    — Так там то, что я нарисовал!

    — Нельзя.

    Так и не дали мне исправить названия. Надеюсь, в дальнейшем не построили на кладбище в Красноуфимске спортивный комплекс.

     

    Военно-патриотическая тема

    — Баба — она что? Баба — она бывает ручная, ну и дизель-баба. Ручная для утрамбовки, а дизельная — сваи заколачивать. На керосине работает. А ручную и самому сделать можно — берешь бревно, отпиливаешь и прибиваешь гвоздями палку. Записали? Теперь шинеля, — полковник Епифанов, который преподавал нам в архитектурном военное дело, читал лекции без переходов от одной темы к другой. — Идет бой. Вы в атаке, и надо преодолеть проволочное заграждение. Но зима. Вы снимаете и кидаете на проволоку свои шинеля, по ним преодолеваете, значит, препятствие и — в атаку. А про шинеля больше не думаете, вы за них материально не отвечаете.

    — А если ранят? — спросил я.

    — И если ранят, не отвечаете.

    — А если убьют?

    — И если убьют, не отвечаете.

    Все заржали.

    — Фамилия? — спросил меня Епифанов.

    — Данелия.

    — Идите и доложите генералу, что я вас выгнал с занятий.

    — Товарищ полковник, я больше не буду. Это я случайно, не подумав...

    — Я не ваша мама, Данеля. Идите.

    Генерала назначили к нам заведовать военной кафедрой недавно. И все его боялись, говорили — зверь, чуть что не так — сразу выгоняет из института. Идти к нему мне не хотелось, но куда деваться — пошел. Перед дверью генеральского кабинета застегнул пиджак и верхнюю пуговицу на рубашке (рубашка была мне мала, и шею сдавило так, что трудно было дышать). Постучал.

    — Да?

    Я открыл дверь. За столом сидел маленький тщедушный старичок в генеральской форме и что-то писал.

    — Товарищ генерал, разрешите войти?

    — Войдите.

    Я, чеканя шаг, подошел к столу:

    — Разрешите доложить, товарищ генерал!

    — Докладывайте.

    — Студент третьего курса Данелия явился доложить, что полковник Епифанов его выгнал с занятия!

    Генерал поднял голову, посмотрел на меня выцветшими голубыми глазами и забарабанил пальцами по столу.

    “Сейчас вышибет из института”, — понял я.

    — Ты вот что, сынок... — сказал генерал. — Ты на него не обижайся. Он контуженый. У него под Черниговом парашют не раскрылся.

    Второй раз я увидел генерала на военных сборах в Нахабино, на занятии по подрывному делу, — генерал по специальности был подрывником.

    В Нахабино был деревянный мост через речушку, и наш взвод учили, как его можно взорвать. Поскольку учебных шашек в части не было, мы использовали настоящие. А генерал велел поставить и взрыватели — “Чтобы все было максимально приближенно к боевым условиям!” И наблюдал, как мы под руководством лейтенанта из нахабинской военной части прикрепили к каждой свае по толовой шашке и подсоединили провода... Потом объявили перекур. Генерал тоже свернул “козью ножку”, затянулся и сказал лейтенанту, что мы, конечно, сделали все правильно, по инструкции. Но такую фитюльку, как этот мостик, он, генерал, мог бы и пятью шашками убрать. Лейтенант робко возразил — пятью никак, минимум двенадцать. Генерал взял прутик и начертил на земле мост:

    — Вот тут поставить, тут, тут и тут двойной. И нет моста!

    Наш генерал в сорок первом, во время отступления, взрывал мосты от Бреста до Воронежа.

    — Извините, товарищ генерал, но это сомнительно.

    — Не веришь? — завелся генерал. — Сейчас поверишь. Поставь по этой схеме.

    — Но, товарищ генерал...

    — Выполнять!

    Лейтенант выполнил.

    Генерал снял сапоги и галифе (под галифе оказались застиранные синие сатиновые трусы, а выше колена наколка, — два голубка, под ними надпись: “Егор + Глаша”) и, осторожно ступая худыми ногами в синих жилах, влез в воду, — самолично проверить все контакты. Потом вернулся на берег и приказал лейтенанту:

    — Этих положи, — он показал на нас, — эту гони отсюда, — возле моста сидела собака.

    — Взвод, ложись! — скомандовал лейтенант и бросил в собаку камень.

    Мы легли, собака убежала, генерал крутанул “динамо” — и... мостика не стало.

    Местные власти начали было скандалить, но командир дивизии прислал солдат из стройбата, и они через неделю построили новый мост, в два раза шире прежнего. Новый мост генералу понравился.

    — Другое дело. Это уже мост, — сказал он лейтенанту. — Этот пятью не возьмешь. Тут, самое малое, восемь надо.

    Об этом разговоре доложили командиру дивизии. Командир дивизии поднажал на начальство, и генералу в срочном порядке выдали льготную путевку в санаторий в Карловы Вары, которой он добивался уже два года: после ранений у генерала вырезали полжелудка и селезенку. Наш генерал прошел три войны: Гражданскую, финскую и Великую Отечественную.

     

    Война

    Война застала нас с мамой в Тбилиси, возвращаться в Москву отец нам запретил. (Сам он в сорок порвом был на фронте, на передовой, строил подземные КП для верховного командования. Немцы наступали с такой скоростью, что они ни одного КП не закончили и два раза оказывались за линией фронта в немецком тылу. Чудом удавалось выбраться.)

    А мы с мамой застряли в Тбилиси на два года. Мама работала помощником режиссера на “Грузия-фильм”, а я четвертый и пятый класс проучился в 42-й русской школе.

    Когда я вспоминаю Тбилиси тех лет, перед глазами такая картина: посередине улицы Ленина, под уклон, на тележках с колесиками из подшипников, отталкиваясь руками от мостовой, мчатся два безногих парня лет двадцати, русский и грузин, в тельняшках и бескозырках с ленточками. Ленточки развеваются, раненые горланят: “Вара-вара-вара, приехал я в Париж!” — песня из популярного тогда американского фильма “Три мушкетера”. (Потом такой эпизод мы с Сергеем Бодровым вставили в сценарий фильма “Француз”, который снимала моя жена Галя.)

    Тогда в Тбилиси редко можно было встретить не искалеченных мужчин призывного возраста. Грузинский призыв отправили под Керчь, и там почти все погибли. Похоронки, похоронки, похоронки... Не вернулись и мои двоюродные братья, мои кумиры, мастера спорта по боксу Олежка и Игрунчик Иващенко.

    Как и все мальчишки, я хотел убежать на фронт. И мы с моим другом и одноклассником Шуриком Муратовым — Шурмуром — стали готовиться к побегу. Экономили хлеб и сушили сухари (трудно было удержаться и сразу их не съесть). Выменяли у раненых в госпитале на бутылку чачи наган и три пули. (Чачу Шурмур спер из дома.) Но главное — учились на ходу прыгать с поезда: контролеры, часовые, милиция вылавливали таких, как мы, и отправляли домой. У опытных людей выяснили, как это делается: ложишься на ступеньки вагона ногами вперед по ходу, потом сильно отталкиваешься против движения, чтобы погасить инерцию, группируешься и катишься под откос. Тренировались на товарных поездах. Как умудрились не переломать себе кости — чудо!

    Назначили день побега. А за два дня до этого мама измазала свое единственное платье масляной краской и очень расстроилась. Я попытался ее утешить:

    — Возьми платье у Верико, у нее много.

    — Мы и так у них на шее висим...

    Я взял растворитель у старшего сына Чиаурели, художника Отара, отчистил пятно и показал платье маме. Пятна почти не было видно. Мама прижала меня к себе и заплакала. После этого пошел к Шурмуру и сказал, что на фронт бежать не могу: мама без меня пропадет, она такая беспомощная, совсем не приспособлена к жизни.

    Между прочим. А Шурмур убежал, но через месяц вернулся. Почему-то он попал не на фронт, а в Иран, где у него были родственники-ассирийцы. И угощал всех в школе “трофейными” финиками — он выменял их в Иране на наган.

    ...Весной сорок третьего мы с мамой, наконец-то, вернулись к отцу в Москву.

    Конечно, там еще были воздушные тревоги, затемнение, рогатки на улицах, в школе не топили... Но самое страшное было уже позади: немцев отогнали, и бомбежки были уже не те... Но мы с ребятами из нашего подъезда все равно дежурили на крыше нашего дома (мы теперь жили в доме метростроевцев, Уланский переулок, дом 14) и мечтали, чтобы именно на нашу крышу упала зажигалка. Мы бы ее потушили — и нам дали бы грамоты. А может быть, даже и медаль, как мальчику из Даева переулка.

    У нас был очень дружный подъезд: так получилось — в нашем подъезде жило очень много ребят моего возраста.. На первом этаже — Миша Степанов, на втором — Инна Хаблиева, на третьем — Вова Лозовский и его брат Леня, на четвертом — Авочка Иссар, на пятом — Феликс Липман, Гарик Ананян, Оля Булыгина и Ира Либензон, а на шестом (на моем) в квартире напротив — братья Савицкие, Толя и Витя. Все примерно одного возраста — год туда, год сюда.

    Мы дружили. А в сорок четвертом, когда начались победные салюты и по репродуктору играли гимн, девочки под гимн во дворе учили нас танцевать: “НАС ВЫРАСТИЛ СТАЛИН” — шаг вперед правой ногой — “НА РАДОСТЬ НАРОДАМ” — шаг вперед левой ногой, — “НА ТРУД И НА ПОДВИГ” — шаг в сторону правой но-
    гой — “ОН НАС ВДОХНОВИЛ” — приставляем левую ногу к правой... Сейчас я понимаю — это было счастье: мы побеждаем, в небе сверкает фейерверк, а ты танцуешь и обнимаешь девушку!..

    А потом — День Победы!

    Зимой сорок пятого я заболел паратифом и проболел полгода. Но девятого мая меня не смогли удержать дома. С утра было очень солнечно, из всех репродукторов звучала музыка, пел Утесов. Мы с ребятами пошли на Красную площадь. Проезжал милиционер на мотоцикле с коляской:

    — Залезай!

    Мы всемером облепили мотоцикл и так доехали до Манежной, где уже было полно народу. Люди пели, танцевали. Какой-то подполковник купил у мороженщицы целый лоток и бесплатно раздавал всем мороженое. Многие плакали...

    Мы протиснулись на Красную площадь — прошел слух, что будет выступать Сталин. И все ждали — Сталин всё не появлялся. Мне хотелось увидеть Сталина, но болезнь давала о себе знать: я еле на ногах держался от слабости. Попрощался с ребятами и пошел домой. Когда доплелся до Уланского, из подворотни навстречу вышел пьяный майор: босой, без ремня, с парабеллумом в руке. Наставил на меня револьвер, крикнул:

    — Хенде хох!!! — и выстрелил.

    Я повернулся и побежал. Сзади крик: “Стой, гад! Гитлер капут!” — и еще один выстрел. Я забежал во двор и спрятался в подъезде за дверью, — по лестнице подниматься сил не было. Долго стоял, смотрел в щелочку — офицер не появился...

    — ...Сколько можно валяться и ни черта не делать? — сказал отец, когда вернулся с работы.

    (У меня привычка — когда думаю, я лежу на диване, задрав ноги на спинку стула, и курю.)

    — Я работаю, папа.

    — Ну-ну. Хорошая у тебя работа...

     

    “Похороны прабабушки”

    Пришел ко мне Игорь Таланкин (мы с ним вместе учились на курсах) с тоненькой книжечкой:

    — “Сережу” Пановой читал?

    — Нет.

    — На, прочти. Если понравится, объединимся.

    Я дочитал до половины и сказал:

    — Классная штука. Давай срочно звонить Пановой, пока кто-нибудь не перехватил.

    Позвонили в Ленинград Вере Федоровне Пановой, сказали, что мы молодые режиссеры, хотим снять фильм по ее повести “Сережа” и просим ее написать сценарий. Панова отказалась: “Некогда, да и не умею”. (До фильма “Сережа” Панову никто не экранизировал.)

    — Да там почти готовый сценарий!

    — Вот и напишите сами.

    Писали сценарий так: я сидел за машинкой и печатал одним пальцем, а Таланкин, задрав ноги, лежал на диване. Работали дружно. Разногласия возникали только по форме. Таланкин сочинял:

    — Колокольня стремительно уносилась вверх. Казалось, по небу плывут не облака, а колокольня плывет в них.

    А мне лень печатать одним пальцем столько лишних слов, и я печатал просто “колокольня”.

    Спор.

    Или — Таланкин начинал описывать туманное сиреневое утро, а я печатал: “Утро”.

    Скандал.

    Когда напечатали страниц двадцать, прочитали и поняли: все слишком просто, нет яркого режиссерского решения. Находок нет!

    Мы напряглись и к часу ночи нашли яркое режиссерское решение — снимать фильм глазами маленького мальчика, то есть в ракурсе снизу. А мальчика вообще не показывать, звучит только детский голос за кадром.

    На следующий день мы несколько поостыли и направили мощь своего таланта только на одну сцену — на “Похороны прабабушки”. У Пановой эта сцена написана хорошо, но слишком уж просто: тетя нарядила Сережу и повела на похороны. Сережа хвастается: “А мы прабабушку сегодня хороним”... Но это Панова. А где же мы?

    И мы решили: людей в этой сцене не показываем, все действие снимем отраженно, на тенях, под “Похоронный марш”.

    Писали неделю. Для настроения бесконечно заводили пластинку Шопена. Написали и остались очень собой довольны.

    Тут как раз собрался съезд писателей. Панова приехала в Москву, мы созвонились и она назначила нам встречу в ресторане Дома литераторов.

    — Но нас не пустят!

    — Я закажу вам пропуска.

    Приехали в ЦДЛ, и нас проводили к писательнице. Вера Федоровна — полная, степенная — сидела за столиком в Дубовом зале ресторана. Мы представились:

    — Игорь.

    — Георгий.

    — Пожалуйста, имя и отчество, — сказала Панова.

    — Да не надо...

    — Мне так удобнее. И фамилии, пожалуйста.

    Оказывается, через несколько дней после нашего звонка к Пановой пришли с “Ленфильма” покупать права на экранизацию “Сережи”, но она отказала. Сказала, что звонил кто-то из Москвы и она уже дала им разрешение писать сценарий. На вопрос “кто?” Панова ответить не смогла, потому что мы забыли ей сказать, как нас зовут.

    — Как идет работа над сценарием? Получается?

    — Переводим действие на киноязык. Хотите, прочитаем сцену? — предложил Таланкин.

    — Прочитайте.

    Таланкин открыл папку, где лежала наша гордость — только что законченные “Похороны прабабушки”:

    — Вера Федоровна, только этот эпизод идет под музыку. Без музыки все будет восприниматься не так эмоционально. Поэтому, если не возражаете, Георгий Николаевич будет напевать мелодию.

    Панова не возражала. И Таланкин с выражением начал читать:

    — Идет по земле тень Сережи. Раздаются звуки похоронного марша.

    Я запел “Траурный марш”.

    — В кадр входят тени людей, несущих гроб. Идут под музыку тени с гробом. Камера панорамирует вверх. Проплывают ветви деревьев. Чистое небо. Слышно, как падает земля на крышку гроба...

    — Бум! Бум! Бум! — изобразил я и снова запел.

    — Камера панорамирует вниз. В кадр входит белая кладбищенская стена. На ней тени стоящих у могилы и тени двух рабочих. В кадре слепое, в подтеках лицо полуобвалившегося памятника. И вдруг памятник стремительно проваливается вниз...

    — Цам! — изобразил я тарелки...

    Немногочисленные посетители ресторана стали на нас оглядываться.

    — Камера взлетает в небо...

    — Цам!

    — ...летит над маленькими и нестрашными крестами могил. Тени крестов все гуще и гуще. Отчаянный Сережин вскрик, — Таланкин повысил голос. — Музыкальный акцент!

    — Тррр-рр! Цам! — Я добавил к тарелкам барабанную дробь.

    — Камера, вылетев за ограду кладбища, останавливается на краю обрыва! И мы слышим голос Сережи: “Коростелев, а я тоже умру?” И голос Коростелева: “Нет, брат, ты никогда не умрешь”. — с пафосом закончил Таланкин.

    — И тут вступает флейта, — сказал я.

    Выслушав всю эту ахинею, бедная Панова долго молчала.

    — Ну как? — не выдержали мы.

    — Извините, товарищи, но я в кино не очень понимаю, — сухо сказала она. И ушла.

    А мы надрались.

    Через два месяца мы показали готовый сценарий Марьяне Качаловой.

    — Я двумя руками за! — похвалила она, прочитав. — Но если в авторах будут стоять только ваши фамилии, этот сценарий не примут. Надо, чтобы в титрах обязательно стояло имя Пановой.

    Вера Федоровна Панова была признанным писателем. А признанные писатели тогда приравнивались к государственным фигурам, и с ними считались.

    Позвонили в Ленинград, сообщили Вере Федоровне, что сценарий готов, и спросили, не собирается ли она в Москву.

    — Не скоро. Приезжайте вы. Я вам забронирую номер в “Европейской”.

    Мы взяли билеты на “Стрелу” и утром были в Ленинграде. Пошли в “Европейскую”. Нам вручили ключи. Мы поднялись в номер и присвистнули: это были трехкомнатные апартаменты с картинами и антикварной мебелью. А может, она и заплатила? Пошли вниз выяснять. Нет, не заплатила! Мы рассчитались за сутки, тут же поехали на вокзал и с трудом наскребли на два бесплацкартных билета в общем вагоне на завтра.

    А собирались провести в Ленинграде несколько дней.

    Отнесли сценарий Пановой, поблагодарили за гостиницу и попросили, ссылаясь на срочные дела, обязательно прочитать до завтра. Очень не хотелось ночевать на вокзале.

    На следующий день до двенадцати (конец суток) забрали из гостиницы вещи и пошли за ответом.

    — Не так плохо, как я ожидала, — сказала Панова. — Но подпись под этим, — она постучала по папке со сценарием, — в таком виде я не поставлю.

    — Почему?

    — А вот почему, — она открыла сценарий на закладке. — Вот! “Навстречу проехал автобус с пионерами, и они закричали: “Обогнали! Обогнали!” Ну как же так можно, товарищи?! “Навстречу” проехали — и “обогнали”! Может быть, все-таки “мимо” проехали? А?

    Мы облегченно вздохнули.

    — Да, точно. “Мимо”.

    Потом последовало еще несколько замечаний в таком же духе, с которыми мы тут же согласились, и Панова поставила свою подпись.

    Верная Марьяна Качалова отнесла сценарий новому директору “Мосфильма”, и новый директор, не вникая, кто мы такие и откуда взялись, увидев на обложке фамилию Пановой, запустил фильм в производство. В Третьем объединении, которым руководили Александров и Рошаль.

    Оператором мы взяли Толю Ниточкина (дебют). Художником — Веру Низскую (тоже дебют). А директором картины согласился стать мой старый знакомый Циргиладзе, который тут же, не спрашивая нас, прикрепил к фильму опытного второго режиссера, ассистента и своего Кима. Второй режиссер и ассистент искали актеров, мы писали режиссерский сценарий, Ким кипятил воду и заваривал чай.

    Режиссерский мы писали вчетвером, с оператором и художником: обговаривали каждый кадр. Потом я зарисовывал. Всего кадров было 505.

    На художественном совете объединения сценарий прошел, но нашу “прабабушку” потребовали убрать: “Фильм детский, нечего детей пугать”. Мы не очень расстроились: знали, что эпизод несложный и мы его все равно снимем.

     

    Борис Павлович

    Пока писали режиссерский сценарий, были найдены и утверждены актеры на роли Коростелева и мамы, на роль дяди-капитана, тети Паши и Лукьяныча. Из детворы были найдены Лидка и Шурик, остались Сережа и Васька.

    Сережу мы представляли себе светленьким и голубоглазым. И к нам толпами приводили светленьких и голубоглазых мальчиков пяти-шести лет. Они читали стихотворение. Одно и то же — про Ленина. Оно мне уже ночами снилось.

    Однажды привели черненького мальчика, пятилетнего Борю Бархатова. Стихи он неожиданно прочитал не про Ленина, а “Вот парадный подъезд” Некрасова, — “р” он не выговаривал, и в его исполнении “парадный” звучало как “паадный”. Забавный пацан. Мы решили пробовать его на пленку.

    Пока ставили свет в павильоне, Боря подошел ко мне и спросил:

    — Георгий Николаевич, скажите, пожалуйста, сколько энергии поглощают эти приборы?

    — Не знаю, спроси у оператора.

    — Анатолий Дмитриевич, — он сразу запомнил, как кого зовут, — скажите, пожалуйста, сколько энергии поглощают эти приборы?

    — Мне некогда. Спроси у бригадира осветителей.

    — Товарищ осветитель, сколько энергии поглощают эти приборы?

    — Мальчик, иди гуляй!

    — Что за работники? Никто ничего не знает!

    Все засмеялись.

    — Вот сейчас ты удивился. А можешь сказать то же самое возмущенно? — спросил Таланкин.

    — Выругаться?

    — Да.

    — Что за работники! Одни балды! Никто ничего не знает! Жуки навозные! Так? Или еще сердитее?

    — Достаточно, — сказала Борина мама, испуганно глядя на нас.

    Борю перекрасили в блондина, и Сережа был найден. Остался Васька. Кого бы ни приводили пробоваться на эту роль — я категорически отвергал, хотя ребята вроде бы были подходящие. Таланкин уже начал злиться.

    История Васьки мне чем-то напоминала историю моего школьного друга, Володи Васильева по прозвищу Мюнхаузен. И поэтому, наверное, я подсознательно хотел, чтобы Васька внешне был похож на него.

    Между прочим. Мюнхаузен жил в Уланском переулке, в доме напротив. Прозвище ему дали за то, что он никак не мог определиться с отцом: то это был легендарный чекист, которого убили бандиты, то легендарный бандит, которого убили чекисты.

    Мама у него была учительницей, и у нее тоже было прозвище — Ходячий МУР (Московский уголовный розыск). Мюнхаузен связался с блатными, в школу не ходил, болтался на улице, а мама все пыталась затащить его домой и запереть. Поэтому, завидев мамашу, Мюнхаузен пускался наутек. Она не могла его догнать и кричала: “Держите! Он у меня сумочку украл!” Сердобольные прохожие Мюнхаузена отлавливали и начинали лупить. Мать подбегала и бросалась на сердобольных:

    — Отпустите ребенка, фашисты!

    Я с Мюнхаузеном дружил — он был веселый и добрый парень.

    — Завязывай, — советовал я. — Посадят!

    — Исправлюсь, — обещал он.

    Но не смог. Его и правда посадили.

    В “Сереже” шалопая-Ваську посадить не успели — вовремя приехал дядя-капитан и забрал Ваську, чтобы перевоспитать и отдать в морское училище.

    Прошло много лет. Звонок в дверь. Открываю: стоит высокий парень в заграничной морской форме.

    — Вам кого?

    Улыбается:

    — Разрешите доложить? Я — Мюнхаузен!

    Оказывается, отец Володи во время войны был командиром партизанского объединения в Болгарии. А после войны — членом болгарского Политбюро. Он разыскал семью, и Мюнхаузена с мамой специальным самолетом доставили в Софию.

    Отец Мюнхаузена перевоспитал и отдал в морское училище.

     

    Бондарчук

    Время поджимало. Васек, похожих на Мюнхаузена, все не было и не было, и мы утвердили на эту роль мальчика, который нравился Таланкину. Потом сняли исполнителей всех ролей на пленку и показали пробы худсовету объединения. Утвердили всех, кроме Коростелева:

    — Хорошо бы Коростелева сыграл такой актер, как Сергей Бондарчук. Если уговорите Бондарчука, мы вас запустим. Сценарий мы ему уже послали.

    Мы вышли с худсовета растерянные и подавленные.

    — Бондарчук — народный артист СССР, лауреат Ленинской премии. Тарас Шевченко, Отелло... Зачем он нам?! — сокрушался я.

    — Зря паникуем, — подумав, сказал Таланкин. — Не станет он сниматься в нашей маленькой, простенькой картине

    И с этой надеждой мы поехали к Бондарчуку выполнять решение худсовета — уговаривать.

    Бондарчук и его жена Ирина Скобцева встретили нас приветливо, усадили за стол, напоили чаем и угостили заграничным печеньем. Таланкин начал витиевато извиняться, что наш сценарий без нашего ведома послали такому выдающемуся актеру, что мы мечтаем, чтобы Сергей Федорович снимался у нас, но, конечно, прекрасно понимаем, что его не может заинтересовать такая примитивная роль. И что...

    — Почему? — перебил его Бондарчук. — Сценарий мы прочитали, роли понравились. Мы с Ирочкой согласны.

    Я поперхнулся чаем. Приехали! Директор совхоза “Ясный берег” — Отелло, а деревенская мама Сережи — Дездемона!!! (Бондарчук и Скобцева снимались в фильме “Отелло”, на нем и поженились.)

    Но куда деваться... И мы с Таланкиным соврали, что очень рады.

    Пока у нас был подготовительный период, фильм Бондарчука “Судьба человека” получил Главный приз на Московском фестивале. И Бондарчук полетел в Мексику на фестиваль фестивалей — представлять свой фильм в Акапулько.

    А наш фильм мы начали снимать без него.

    А когда он вернулся в Москву, в Краснодар, где у нас были съемки, пришла телеграмма: “Связи запуском фильма “Тарас Бульба” сниматься в “Сережа” не смогу. Понимаю подвожу, но это мечта жизни. Извините. С уважением, Бондарчук”.

    Мы в панике. Конец сентября, а у нас героя нет! Если срочно не найдем, картину закроют! Начали звонить всем, кто мало-мальски подходил на эту роль. Безуспеш-
    но — все заняты.

    Тут пришла вторая телеграмма: “Связи закрытием “Тараса Бульбы” если еще нужен могу прилететь Краснодар”.

    И Бондарчук прилетел: энергичный, загорелый, в шикарном заграничном костюме. Я, Таланкин и Ниточкин жили втроем в одном номере, а Бондарчука Циргиладзе поселил в двухкомнатном люксе. (Бондарчук приехал один. Скобцева должна была приехать позже.)

    На следующий день снимали сцену: Сережа приносит сломанный велосипед, а Коростелев огорченно говорит: “Да, брат, ловко ты его”.

    Снимаем крупный план Бондарчука.

    — Да, брат, ловко ты его, — улыбается Бондарчук.

    — Стоп! Сергей Федорович, здесь Коростелев должен огорчиться.

    — Угу. Давайте.

    Снимаем второй дубль.

    — Да, брат, ловко ты его, — опять улыбается Бондарчук.

    — Сергей Федорович, а попробуйте сказать это не так весело. Все-таки Коростелев покупал велосипед, потратил деньги, и за мальчика обидно...

    — Угу. Давайте.

    Третий дубль — снова улыбается.

    Мы, конечно, предполагали, что с Бондарчуком будет работать трудно, но не знали, что до такой степени.

    Вечером в тот же день Бондарчук справлял день рождения — ему исполнилось тридцать девять. Он в своем люксе угощал нас ухой, которую приготовил сам на кухне гостиничного ресторана. Уха была вкусная. Но я, когда набрался, высказал имениннику все, что о нем думаю... И что снимать его, Бондарчука, нас насильно заставили, и что он нам всю картину портит, и кто он такой есть...

    На следующий день в пять тридцать утра, как всегда, зазвонил будильник. Мои соседи сели на кроватях и мрачно уставились на меня. Тут же открылась дверь, в комнату зашел Циргиладзе, положил на стол трешку и сказал, что сегодня Бондарчук не снимается, и пусть Таланкин угостит его пивом. А я чтобы ехал на съемку, снимал детей и близко к Бондарчуку не подходил! (Мы понимали — если Бондарчук откажется сниматься — это конец.)

    Вечером возвращаюсь — у входа в гостиницу стоят Таланкин с Бондарчуком. Я кивнул и хотел пройти мимо.

    — Данелия! — окликнул Бондарчук. — Ужинал?

    — Нет.

    — Пошли в ресторан.

    За ужином Бондарчук рассказывал про Акапулько, про прозрачное Карибское море, где плавают рыбы удивительной расцветки и дно видно до большой глубины, про то, как индейцы ныряют с высоченной скалы в прибой, а я все ждал — когда он дойдет до дела, начнет со мной разбираться.

    Двадцать один год ждал.

    На юбилее, когда Бондарчуку исполнилось шестьдесят, я в тосте сказал, что благодарен судьбе за то, что она подарила мне Бондарчука. Что если бы не его органичное чувство образа и не его советы, фильм “Сережа” был бы много хуже, а моя судьба сложилась бы совершенно иначе.

    — Это был только тост или ты так извинился? — спросил Бондарчук, когда я сел.

    На правах близкого друга я сидел рядом с юбиляром.

    — За что извинился?

    — За то, что сказал, что я бездарный и глупый надутый индюк.

    — Когда я сказал? Кому?!

    — В Краснодаре. Мне.

    Надо же, вспомнил!

    — И тост, и извинился, — сказал я.

    После ресторана мы поехали к нему и продолжили юбилей в узком кругу на кухне.

    И Сергей тогда впервые рассказал мне, как получил звание народного артиста.

    В фильме “Тарас Шевченко” Бондарчук сыграл главную роль. Фильм имел большой успех. А сам Бондарчук тогда разошелся с первой женой, жить ему было негде и он ночевал на сцене Театра киноактера.

    Как-то утром зовут его в кабинет директора к телефону.

    — Здравствуй, Бондарчук. — сказал голос в трубке. — Пол-литра поставишь?

    — А кто это?

    — Василий Сталин беспокоит.

    — Здравствуйте. Поставлю... А за что?

    — Приходи к шести в “Арагви”, узнаешь за что.

    Бондарчук не очень-то поверил, что звонил сам сын Сталина, — скорее, это был чей-то розыгрыш, но в “Арагви” на всякий случай пошел.

    Его встретили у входа и проводили в отдельный кабинет, где действительно сидели сын Сталина Василий и известный футболист Всеволод Бобров. Василий Сталин положил перед Бондарчуком журнал “Огонек” с портретом Бондарчука в роли Шевченко на обложке. Под портретом — подпись: “Заслуженный деятель искусств РСФСР Сергей Федорович Бондарчук”. “Заслуженный деятель” зачеркнуто ручкой, а сверху написано: “Народный артист СССР” и подпись — “И. Сталин”.

    Пол-литра Бондарчук поставил, — он еще не знал, сколько неприятностей его ждет из-за этой поправки. По правилам, “народного СССР” давали только после “народного РСФСР”, а “народного РСФСР” — только после “заслуженного РСФСР”. То есть раньше пятидесяти никто этого звания не получал. А Бондарчук “народного СССР” получил сразу, и совсем молодым — ему не было и тридцати. И сразу завистники (а таких всегда было немало) его возненавидели. До перестройки ненавидели тайно, а после перестройки — явно. И не было тогда ни одной статьи, ни одного выступления об отечественном кино, в которых — надо — не надо — не поносили бы Бондарчука. Его, первого нашего обладателя “Оскара”, даже делегатом на съезд кинематографистов не выбрали. Не попал в число четырехсот достойных.

    Бондарчук переживал, но виду не показывал. Тогда ему очень помогла Ирина Скобцева, ее поддержка и забота.

    В начале девяностых актер Арчил Гомиашвили пригласил меня в свой ресторан “Золотой Остап” встречать Новый год. Я позвонил Бондарчуку, поздравил с наступающим и спросил, где они встречают.

    — Дома, — сказал Бондарчук. — Вот с Ирочкой сидим.

    Обычно Бондарчуков приглашали на прием в Кремль.

    Я позвал их в “Золотой Остап”.

    — Сейчас у Ирочки спрошу. — И после паузы: — Она хочет.

    Мы с Галей заехали за Бондарчуком и Скобцевой и поехали в “Золотой Остап”. Через некоторое время в ресторане появились Федор и Алена, дети Бондарчуков. Очень хорошо мы встретили тот Новый год.

    Сергея Бондарчука хоронила вся Москва. И фильмы его до сих пор живы и идут по всему миру.

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 Статья об авторе


    

Designe of page
CSI "Facktor"
mailto: foxmax@inbox.ru