Георгий Данелия.
"Безбилетный пассажир".
Короткие истории из жизни кинорежиссёра Ч.9

Главная Предисловие Стихи Проза Фотоальбом Статьи Книги Выступления Подражания Антигарики Гимн Игорю Губерману
Гостевая Форум Голосования Друзья Новости Автор сайта Апофеоз тщеславия

Используете ли Вы программы для блокирования банеров, счётчиков и PopUp?
Да, постоянно
Да, часто
Да, иногда
Блокирую только PopUp ("Выпрыгивающие окна")
Нет, не использую
Впервые слышу о таких программах
Другое
Результаты

Поиск по сайту
:: www.yandex.ru ::

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 Статья об авторе

    Капиталист

    Я принял душ, побрился и пошел гулять по набережной - дышать свежим воздухом. Дошел до гавани. Там на приколе - яхты. Сел на стул и стал рассматривать посудины... Кто-то сзади тронул меня за плечо:

    - Месье...

    Я оглянулся: за мной стоял негр в майке с надписью 'Кэмел' на груди. Тьфу, опять на этот стул сел! Я уже на него садился в день приезда, и этот же негр содрал с меня двадцать франков: стул был его собственностью и за сидение на нем надо было платить. Но сейчас платить было нечем.

    - Нет денег, мистер. Все потратил. На, смотри!

    Я вывернул карманы брюк, - на тротуар упали три рублевых бумажки и зна-
    чок - голубка Пикассо.

    - Видишь, нету. - Я нагнулся собрать деньги.

    - Туркиш мани? - спросил негр, показав пальцем на рубли.

    - Туркиш...

    - Фор ми?

    - Фор ю! На! - я выпрямился и протянул ему рубли. - И это фор ю, - всучил ему значок с голубкой. - Пикассо. Голубь мира. Мир, дружба!

    Носи, капиталист сраный!

     

    Хэлло, Гия

    В гостинице в вестибюле столкнулся с Баскаковым.

    - Как себя чувствуешь? - спросил он.

    - Нормально.

    - Как палец?

    - Чернеет уже.

    - Пошли наверх! Там сейчас Джейн Смит. Вчера, оказывается, в ее честь был прием, а мы из-за тебя в этом поганом стриптизе сидели.

    Интервью брали в конференц-зале нашей гостиницы. Зал набит битком: корреспонденты, хроника, телевидение... Все время сверкают блицы. Народу полно, не протиснешься. Мы остановились в дверях.

    - В жизни она тоже ничего, - сказал Баскаков.

    Баскакову хорошо, он ростом под два метра, а мне не видно. Передо мной - какой-то атлет в белом пиджаке. Я протиснулся вперед, между ним и дородной дамой. И оказался за японцем - теперь видно. Джейн сидела за столиком рядом с ведущим и переводчиком. 'Прав Баскаков, красивая баба'.

    И вдруг Джейн Смит помахала мне рукой и сказала в микрофон:

    - Хэлло, Гия! Хау ар ю?

    Я обалдел. Все оглянулись на меня.

    - Как твой палец? - спросила Джейн по-английски и показала палец.

    - Гуд, - я тоже показал ей палец. - Чернеет уже...

    Джейн сочувственно покачала головой, но тут ей задали очередной вопрос, и она стала отвечать.

    Значит, Мишка не врал - сидел я с ней на лестнице. И где я ее взял? 'Нет, надо бросать пить', - в очередной раз подумал я.

    - А эта откуда тебя знает? - спросил Баскаков.

    - В Мексике, на фестивале познакомились, - соврал я. - 'Сережа' ей очень понравился.

    Молодец Мишка: не 'накапал' начальству о моем 'выходе в свет'.

    А 'звезда' в тот же день улетела, и я больше с ней не встречался.

    Вечером Гамбаров вручил мне газету (кажется местную). Там целый разворот посвящен пребыванию в Каннах Джейн. И среди прочих фотографий - я с ней сижу на лестнице и она дует на мой палец... А под этой фотографией подпись: Джейн Смит и русский режиссер Галина Польских.

    Между прочим. Это была уже вторая американская звезда, с которой я появился в прессе. С этой я сидел на ступеньках, а с другой - с Ким Новак - лежал. Вернее, она лежала на мне.

    Вот как это было.

    В Москву приехала американская актриса Ким Новак. Естественно, носились с ней, как у нас всегда носятся с американскими звездами, чуть ноги не мыли. Привезли и на 'Мосфильм', и директор стал показывать ей студию.

    Мы в то время снимали в павильоне декорацию 'рубку спасателя' для 'Пути к причалу'. Чтобы имитировать шторм, качку, декорацию поставили на полусферу, которую во время съемок качали. А пока не снимали - ставили подпорки.

    Директор 'Мосфильма', Ким Новак и свита появились в нашем павильоне во время съемки (испортили нам дубль). Подошли к нашей декорации, директор объяснил:

    - На этой качалке - пароходная рубка. Там руль, компас и все такое.

    - Можно посмотреть? - спросила Ким.

    - Прошу! - сказал ей директор.

    - Подождите, - сказал я и велел поставить подпорки.

    Поставили подпорки, пододвинули лестницу. Ким поднялась на полусферу, за ней - директор, а за ними - свита, сопровождающие, переводчики, фотокорреспонденты... Чтобы они поместились, я отступил, потом еще отступил, и еще - и оказался на краю. Новак, которая ростом была не ниже Фиделя Кастро, пошла ко мне, за ней потянулась и свита... Подпорки, не рассчитанные на такую толпу, сломались, полусфера накренилась, и мы все покатились вниз.

    В самом низу лежал я, на мне - Ким Новак, на ней - директор и все остальные. А сверху - мелкая осветительная аппаратура и хлопушка.

    Ким Новак извлекли из кучи и повели к выходу. 'Ай эм сорри!' - крикнула она.

     

    Нет проблем, товарищ

    Фестиваль кончился, и на следующее утро мы должны были улетать.

    Когда я спустился вниз, чтобы ехать в аэропорт, Баскаков сообщил, что мы с Галей не летим, а остаемся во Франции по приглашению общества дружбы 'Фран-
    ция - СССР'. Будем ездить с фильмом по городам и выступать перед зрителями. За нами сейчас приедет представитель общества месье Лангуа, он уже выехал. А им со Шкаликовым, к сожалению, ждать некогда: опоздают на самолет. Я возмутился:

    - А почему вы нам только сейчас об этом говорите?

    - А потому, что только сегодня сообщили, что есть положительное решение ЦК.

    - А деньги? У меня ни копейки не осталось.

    - Ваше обеспечение взяло на себя общество.

    Они попрощались и уехали. А мы с Галей стоим у входа в гостиницу.

    - А как мы его узнаем, этого Лангуа? - спросила Галя.

    - А черт его знает!

    Я достал пачку, закурил. Посчитал, сколько осталось сигарет, - шесть штук.

    Тут ко входу подъехал длинный открытый белый 'кадиллак'. Водитель, в ливрее, в фуражке и в перчатках, подошел к нам и что-то спросил по-французски. Я ответил 'уи'. Он взял наши вещи, уложил в багажник и открыл правую переднюю дверцу. Машина широченная, мы с Галей вдвоем сели на переднее сиденье. И мы поехали.

    Водитель включил радио, зазвучала музыка. Слева - море, справа - блондинка, еду в лимузине по Франции...

    Вдруг сзади раздался истошный крик: за нашей машиной, размахивая руками, бежал человек в клетчатом пиджаке. Водитель затормозил. Человек подбежал и начал что-то возбужденно объяснять. Водитель выслушал, вышел из машины, вынул из багажника наши вещи, поставил их на тротуар и показал нам, чтобы мы тоже вылезали. Мы вышли. 'Кадиллак' уехал.

    Человек в пиджаке опять стал что-то говорить. Из того, что он говорил, мы поняли только, что он и есть месье Лангуа. Я взял чемоданы, и месье Лангуа повел нас обратно к гостинице, к своей машине. Это оказалась малюсенькая двухдверная таратайка, без багажника, не помню какой марки.

    И мы снова поехали по Франции. Я сидел на заднем сиденье, прижатый к чемодану месье Лангуа, со своим и Галиным чемоданами на коленях. Галя втиснулась на переднее сиденье, рядом с месье Лангуа. Я хотел выяснить у месье Лангуа, куда мы едем, но мне это не удалось. Английский месье Лангуа не знал, немецкий не знал... А по-русски знал три слова. И на все вопросы он бодро отвечал:

    - Нет проблем, товарищ! - И улыбался.

    Часа через четыре мы приехали в небольшой городок. Остановились перед двухэтажным домиком. Месье Лангуа представил нас хозяевам, симпатичной пожилой супружеской паре. Русского они тоже не знали, но мы поняли, что Галя будет ночевать в комнате их сына (сын сейчас учится в Москве), а мы с месье Лангуа - в гостиной на диванах.

    Нас угостили вкусным домашним обедом, и месье Лангуа повел меня и Галю выступать в небольшой кинотеатр. Про суточные Лангуа помалкивает.

    - Галя, спроси у него насчет денег, а то у меня сигареты кончаются.

    - Неудобно, Георгий Николаевич. Он, наверное, после просмотра даст.

    В вестибюле нас встретила переводчица-француженка, она представилась и попросила во время выступления говорить помедленнее - когда говорят быстро, она плохо понимает.

    Я заглянул в зал: там шли последние кадры 'Иванова детства'. Я попросил переводчицу сказать месье Лангуа, что это не наш фильм, это фильм Андрея Тарковского. Она сказала. Месье Лангуа объяснил: он показывает то, что дали. И возит тех, кого прислали. Тогда я попросил переводчицу узнать у месье Лангуа, когда он нам даст суточные. Месье Лангуа сказал, что деньги нам не положены, так как общество обеспечивает нас и питанием, и проживанием.

    - Нет проблем, товарищ!

    - Георгий Николаевич, и я все потратила, - виновато сказала Галя. - Я муку купила.

    - Какую муку? - спросила переводчица. - Мука - это сленг? Пудра?

    - Да нет, пшеничная мука. Для пирожков. В Москве уже второй месяц муки нет...

    Фильм кончился, и мы пошли выступать. По дороге я шепнул Гале, чтобы на сцене рот не открывала. Народу в зале было много, в основном французы. Но были и наши эмигранты последней волны - те, которые попали во время войны в плен и боялись вернуться. Начались вопросы. Трудные: правду говорить нельзя, а нагло врать стыдно. Отвечал я. Изворачивался, как мог... Очень устал, будто вагон угля разгрузил... Но на один вопрос пришлось отвечать и Гале. Из зала спросили, какая у советской звезды квартира. У Гали была двенадцатиметровая комната в коммуналке, где они жили вчетвером: Галя, ее муж, дочка и Галина мама. А Гале обещали дать к Новому году комнату 20 метров. И она выдала мечту за действительность и сказала:

    - Двадцать пять квадратных метров!

    Переводчица не знала, что такое 'квадратные метры', и перевела:

    - Двадцать пять комнат.

    В зале возмущенно загудели. Наши эмигранты - потому, что поняли, что француженка неправильно перевела, а французы - потому, что удивились. Какой-то господин крикнул, что разочаровался в социализме: таких апартаментов даже у французских 'звезд' нет...

    Потом я проинструктировал Галю: квартира у нее трехкомнатная, получает она шесть тысяч франков в месяц... И пшеничной муки для пирожков в Москве в магазинах навалом.

    Когда мы вышли из кинотеатра, у входа нас окружили эмигранты, стали расспрашивать... Один из них курил.

    - Не угостите сигаретой? - спросил я. - А то я бросил, специально не покупаю.

    - Пожалуйста! - он протянул мятую пачку.

    - А можно мне? - спросила некурящая Галя.

    - Конечно!

    - А можно две?

    - Да берите все! - эмигрант протянул Гале пачку и любезно чиркнул зажигалкой.

    - Я на улице не курю, - сказала Галя и убрала сигареты в сумочку.

    Этого метода мы придерживались и дальше.

    Так и ездили по Франции. Останавливались в разных городах, поселялись в семьях у членов общества дружбы, показывали 'Иваново детство', отвечали на вопросы, стреляли сигареты...

    Поздним вечером шестого дня мы въехали в Париж.

     

    Чужой Ленин

    По дороге в Канны я Париж не видел: мы переехали с одного аэродрома на другой. А сейчас на Париж у нас был день: в Москву мы должны были улетать послезавтра утром.

    Месье Лангуа поселил нас в гостинице на окраине. Я попросил его сегодня же покатать нас по ночному Парижу. Но месье извинился - он очень устал. Завтра, завтра утром он за нами заедет, и мы все до вечера посмотрим. А вечером у нас выступление в Руане, в половине пятого надо выезжать. (За неделю мы с Лангуа уже стали вполне сносно понимать друг друга.)

    - А нельзя не ехать?

    Месье Лангуа объяснил, что нельзя. Мэр Руана - большой друг СССР и устраивает прием специально в нашу честь.

    Ладно, завтра так завтра. Вошел я в свой номер - хорошо! Один, наконец-то можно хоть в туалет пойти, не рискуя наткнуться на хозяйских детей или бабушку. Утром спустился - Галя уже ждет в вестибюле. Двери в гостиничный ресторанчик открыты, два араба за столиком пьют кофе и едят круассаны.

    - Завтракала?

    - Нет. А разве у нас завтрак оплачен?

    - Не знаю. Пошли, поедим, поставим месье Лангуа перед фактом.

    - Неудобно. А когда он должен приехать?

    - Сказал, утром.

    Я взял у портье план Парижа и попросил показать, где наша гостиница. Дале-
    ко - до центра не меньше двадцати километров. На метро добираться удобно, но денег у нас нет. А пешком часов пять...

    Вышли на улицу. Вокруг панельные пятиэтажки, стройка неподалеку. Микрорайон Москвы. Только улицы чище. Тут, наконец, подъехал месье Лангуа на своей таратайке. Мы сели в машину и поехали. Я стал объяснять, что мы хотим посмотреть Лувр, Нотр-Дам, Монмартр и Елисейские Поля. Но месье Лангуа сказал, что сначала нужно заехать в общество дружбы 'Франция - СССР', и там нам должны вручить презент для общества дружбы 'СССР - Франция'.

    В обществе дружбы нас встретили улыбчивый, похожий на Пикквика учитель русского языка Жан Блюмель и чопорная дама лет под семьдесят - секретарша общества, Мадлен. Блюмель сообщил, что председатель общества сейчас в Москве, и предложил нам кофе (Блюмель по-русски говорил хорошо). Мы отказались: мало времени - завтра улетаем, и хотелось бы сегодня успеть посмотреть Париж.

    - Помощник советника по культуре товарищ Панибрат должен присутствовать при вручении, - сказал Блюмель. - Он уже звонил, что выезжает.

    Панибрата ждали больше часа. Наконец он появился - пожилой грузный мужчина. И Блюмель от имени общества 'Франция - СССР' торжественно вручил мне в качестве презента обществу 'СССР - Франция' бронзовый бюст Ленина.

    Бюст был очень тяжелым - килограммов двадцать пять.

    Панибрат шепнул, чтобы мы не волновались: перевес оплачивает французская сторона.

    Блюмель сказал короткую речь, потом Панибрат сказал короткую речь, потом я поблагодарил, а потом Блюмель нас всех пригласил на обед. Я стал от обеда отказываться, но Панибрат отвел меня в сторонку и сказал, что пойти надо:

    - Если вы не пойдете, это будет для него страшным ударом. Ему выделили на обед деньги, и они с этой мадам уже навострились на халяву.

    Мне показалось, что пообедать бесплатно не прочь и сам Панибрат.

    - А может, вы Ленина в посольство заберете? - спросил я у советника по культуре по дороге в ресторан. - В посольстве как раз хорошо его поставить.

    - Бюст этот вам вручили для общества 'СССР - Франция', - сказал Пани-
    брат. - И не вздумайте его где-нибудь забыть!

    Французы обедают долго: долго изучают меню (даже если заранее знают, что будут есть), долго и придирчиво выбирают вино...

    И времени на Лувр все меньше и меньше... Так мы ничего и не увидим, так и просидим в ресторане до завтра. Курить охота. Я спросил у Гали, не осталось ли у нее сигарет.

    - Всего две штуки... А можно сигареты заказать? - шепотом спросила Галя у Панибрата. - Они оплатят?

    - Оплатят.

    Гале принесли пачку 'Мальборо'. Панибрат достал зажигалку, но Галя убрала сигареты в сумку:

    - В ресторанах не курю.

    Сыр подали без пяти три.

    - Мы в Лувр успеем? - спросил я месье Лангуа, когда обед, наконец, закончился.

    Лангуа посмотрел на часы и сказал, что в Лувр нет. Это долго. Можно так покататься, Париж посмотреть.

    - Но только на Джоконду взглянуть! - взмолился я. - Бегом.

    Ехали к Лувру минут тридцать, потом долго искали место для парковки. Наконец припарковались на соседней улице. Выскочили из машины. Месье Лангуа открыл заднюю дверцу и вытащил Ленина.

    - А Ленин зачем?

    - Украдут.

    - Да кому он нужен?

    - Париж! Арабы!

    И мы побежали. Впереди, прижимая Ильича к груди, - Лангуа. Выбежали к Лувру и увидели - в Лувр стоит длиннющая очередь. Сегодня в музее бесплатный день.

    - Ну, все. Не успели, - расстроился я. - Не увидел я 'Джоконду' и теперь уж, наверно, никогда не увижу.

    Месье Лангуа посмотрел на меня, показал, чтобы мы шли за ним, и побежал вдоль очереди. Мы - за ним. У входа дежурил полицейский. Месье Лангуа подбежал к нему и, тяжело дыша, стал что-то говорить. Я понял: 'Канн' и 'Джоконда'.

    - Ленин? - полицейский показал пальцем на бюст.

    - Ленин.

    Полицейский сплюнул сквозь зубы и отвернулся.

    Делать нечего, поплелись к машине. Я хотел взять Ленина у месье Лангуа, но тот не отдал, тащил сам.

    В Руан мы приехали вовремя. Перед фильмом мэр сказал речь. Потом мы посмотрели 'Иваново детство', потом ответили на вопросы (Галя рассказала, что у нее трехкомнатная квартира). Потом на приеме выпили шампанского, и мэр нам сообщил, что позвонил своему приятелю в Париж и тот оплатил нам ночную прогулку на пароходике по Сене. С ужином. (Месье Лангуа ему сообщил, что нам в Париже ничего не удалось посмотреть.)

    Поехали обратно. Месье Лангуа был счастлив и все расхваливал нам предстоящую поездку по Сене. Он сам по Сене никогда не катался: дорого. Но кто ездил - в восторге.

    Когда подъезжали к Парижу, черт дернул Галю спросить:

    - А где Ленин?

    Месье Лангуа резко затормозил и выругался. В Руане, когда начался фильм, он на всякий случай перенес бюст из машины в будку механика. Там он и остался.

    Развернулись. Доехали до Руана - кинотеатр заперт. Месье Лангуа побежал выяснять, где живет механик. Поехали к механику. Его не было; мама сказала - он у подруги. Где живет подруга - она не знает.

    - Да бог с ним, с Лениным. Поехали, - сказал я и попытался объяснить месье Лангуа, что в Москве таких бюстов - навалом. Вернусь домой, куплю такого же и отнесу в общество дружбы. В ответ месье Лангуа разразился длинной тирадой, из которой я понял, что этого Ленина поручили именно ему, месье Лангуа, и он будет заниматься им до тех пор, пока не посадит нас в самолет.

    Сидим в машине, ждем. Ни о каком пароходике уже не может быть и речи.

    Подошел полицейский и оштрафовал Лангуа за парковку в неположенном месте. Тот совсем расстроился.

    Пошел дождь. Мы с Галей заснули, а Лангуа не спал, караулил.

    Механик появился только под утро, пьяный и веселый. Поехали в кинотеатр, забрали Ленина и помчались в Париж. На автобане месье Лангуа, усталый от волнений и бессонной ночи, прозевал нужный поворот, и пока мы крутились, времени осталось только-только на то, чтобы заехать в гостиницу за вещами. Месье Лангуа разогнал свою таратайку на полную мощность - до восьмидесяти километров в час.

    В аэропорт приехали впритык. Поставили машину на стоянку, я взял наши с Галей чемоданы, а месье Лангуа - Ленина - и опять побежали.

    У стойки регистрации 'Аэрофлота' нас уже ждал Жан Блюмель. И он нам взволнованно сообщил, что произошло ужасное недоразумение - он нам чужого Ленина отдал!

    - В каком смысле?

    - В прямом! Этого Ленина прислали ваши для товарищей с Корсики. А для вашего общества художник Шарль Лассаль, большой друг Советского Союза, нарисовал картину 'Жанна д'Арк на коне'. Вот, держите! - Блюмель вручил мне небольшую картину, шестьдесят на сорок, аккуратно упакованную и обвязанную бечевкой. - Но я не виноват. Это Мадлен все напутала. Я сам удивился: Ленина - русским? Зачем? Но она сказала, что так велели. Хорошо, что я вчера председателю позвонил! Ну, счастливого пути!

    Блюмель пожал нам руки и ушел.

    Я взглянул на месье Лангуа. Он стоял осунувшийся, небритый, с красными глазами.

    - Досталось вам, бедненькому, - с сочувствием сказала Галя.

    Месье Лангуа швырнул на пол бюст, развернулся и...

    Так бы я снял в кино.

    А на самом деле месье Лангуа ничего не швырял - так и стоял с Лениным в обнимку. А когда Галя его пожалела, сказал:

    - Нет проблем, товарищ, - и улыбнулся.

     

    Голуби спят...

    Все эти идиотские приключения с бюстом Ленина напомнили мне 'Полоцк' с его капитаном и боцманом... И мне захотелось снять такой фильм: стоит никому не нужный корабль, с него все воруют, на место украденного ставят лозунги; украли и собственный якорь. Положили его на прогнившую палубу, он ее продавил, упал на днище, пробил днище - и корабль пошел на дно. Команда прыгнула в воду и поплыла к берегу.

    Позвонил Конецкому. Ему идея понравилась. Он приехал в Москву писать сценарий, остановился у меня. И мы придумали хороший финал: когда корабль пошел на дно и матросы спрыгнули, капитан надел парадный китель с орденами, вышел на мостик и взял под козырек. Но когда вода дошла капитану до горла, движение остановилось: корабль килем встал на грунт. И посреди моря из воды торчит голова в фуражке с рукой под козырек. (Это все я потом использовал в фильме 'Фортуна'.)

    Вечером мы с Конецким пошли ужинать в ресторан Дома литераторов: там в те времена собирались молодые гениальные писатели. (Не гениальных не было.) Сели. Заказали. К нам подсел писатель Юрий Казаков, друг Конецкого. Конецкий предложил взять его в соавторы:

    - Вот в итальянских фильмах сценаристов - как собак нерезаных, по семь штук.

    - Если он согласен, я - за, - сказал я.

    - А актер Филиппов сниматься будет? - спросил Казаков.

    - Будет.

    И он согласился.

    Дальше, когда заговорили о кино, у меня появилось подозрение, что Казаков за всю жизнь видел всего один фильм - 'Карнавальная ночь'.

    Потом к нам подсел писатель Василий Аксенов. И Конецкий его тоже позвал в соавторы. А потом к нам подошел сценарист Валентин Ежов и, узнав, что мы собираемся вчетвером писать сценарий, сказал:

    - Три прозаика и один режиссер. А кто сценарий будет писать?

    Пригласили и Ежова.

    Снимать фильм решили в Одессе - там тепло. И сценарий договорились писать там. И дали слово - пока не поставим слово 'конец', никто ни грамма не пьет.

    На следующий день все впятером поехали к директору 'Мосфильма'. Директор одобрил нашу инициативу коллективной работы, заключил с нами договор и позвонил в бухгалтерию, чтобы нам сегодня же выплатили аванс.

    На сей раз нас никто не командировал, мы приехали в Одессу за свой счет. В гостиницу устроились с большим трудом - получили одну большую комнату на пятерых в гостинице 'Красная' (и то только потому, что Ежов был лауреатом Ленинской премии). Естественно, все были недовольны. Ворчали: 'На кой черт они привезли режиссера, если он даже о гостинице позаботиться не может'.

    Устроились, пошли в ресторан обедать. Казаков хотел заказать сто грамм, я постучал по столу пальцем, напоминая о договоре: пока не поставим точку, не пьем.

    - А чего тогда сидим? - сказал Казаков. - Давайте работать.

    - Давай, - сказал Конецкий. - Какие у тебя предложения?

    Казаков сказал, что он в сценариях ничего не понимает и поэтому напишет отступления - как смеялось море, как пахли доски, как горела лучина... Чем больше будет страниц, тем больше заплатят. Я объяснил, что сценарий по страницам не оплачивается. Нам подписали максимум и больше не дадут.

    - А мы в журнале напечатаем, - сказал Казаков.

    Аксенов предложил сделать историю капитана и корабля второстепенной, и ввести внучку капитана, жениха внучки, и центром сюжета сделать конфликт поколений. (Василий Аксенов был самым модным у молодежи писателем.)

    - Что, так и будет эта внучка в шлюпке между кораблем и берегом мотаться? - спросил Конецкий.

    - Ну пусть корабль не на рейде, а у причала стоит.

    - А якорь? А голова в фуражке? Мы же заявку подали с таким сюжетом.

    - Ну, раз подали, давай писать ту, - пожал плечами Аксенов. - Вы спрашивали о предложениях, я и сказал.

    - Валя, а ты что скажешь? - спросил я Ежова.

    - Я думаю, что все должно быть в меру, - сказал Валя. - Я понимаю, дали слово не пить - не пьем. И это нормально. Но начало работы надо отметить! Мы ж православные люди.

    И на этом все согласились.

    Вечером в нашем номере за столом сидели: польский эстрадный квартет, матросы китобойной флотилии 'Слава', Нани Брегвадзе, (она гастролировала в Одессе и остановилась в нашей гостинице), братья Минц - циркачи из Майкопа, поклонницы Аксенова, поклонники Казакова и Конецкого, Петр Тодоровский с гитарой (он тогда жил в Одессе) и кинорежиссер Юрий Чулюкин - блестящий чечеточник...

    На третий день меня разбудил телефонный звонок: по почте пришла бандероль на мое имя, надо забрать ее внизу. Спустился, взял, вернулся в номер.

    Православные соавторы спят по своим койкам. Я отодвинул остатки вчерашнего пиршества, положил бандероль на стол, распаковал. Там был сценарий и конверт. В конверте записка: 'Уважаемый Георгий Николаевич. Прошу ознакомиться с режиссерским сценарием 'Девчонки с юга', (авторы Нусинов и Лунгин, режиссеры Абдылдаев и Гуревич) и сообщить ваше мнение. Главный редактор Госкино Дымшиц'.

    (До отъезда я согласился быть художественным руководителем этого фильма.)

    Читать сценарий мне было не по силам. Решил отделаться общими словами. Я поставил на стол пишущую машинку, вставил чистый лист и быстро стал печатать: 'Уважаемый Александр Львович! Ознакомившись с режиссерским сценарием 'Девчонки с юга' (Авторы Нусинов и Лунгин. Режиссеры Абдылдаев и Гуревич), я...' Дальше застопорилось.

    Стук машинки разбудил соавторов. Казаков посмотрел в окно и сказал:

    - Голуби спят, на хер...

    - Бунин ты, Юра, - сказал Ежов. - Чехов!

    Юрия Казакова критика называла 'современным Буниным', и портреты его за рубежом печатались в журналах рядом с английской королевой.

    - Который час? - спросил Конецкий.

    - Восемь.

    - Пора на Привоз за копченой ставридой ехать.

    На следующее утро я хотел прочитать сценарий 'Девчонки с Юга', опять не смог. Начал печатать и опять застрял на том же месте...

    В итоге я отправил телеграфом на имя Дымшица такой отзыв:

    'Уважаемый Александр Львович! Ознакомившись с режиссерским сценарием 'Девчонки с юга', (авторы Нусинов и Лунгин, режиссеры Абдылдаев и Гуревич), я всю неделю пью ваше здоровье. Ваш Георгий Данелия'. (К счастью для меня, Дымшица через месяц куда-то перевели.)

    Но все на свете кончается и веселье тоже. И мы опять сели за стол совещаться. Ежов попросил напомнить сюжет. Я рассказал еще раз.

    Казаков сказал, что он в кино ничего не понимает и напишет отступления.

    Аксенов сказал, что раз договор подписали, надо работать.

    А Ежов сказал, что все хорошо в меру. Уже почти сутки постимся...

    ...Первым улетел Аксенов - в Калининград, к маме. За ним - Юрий Казаков, в Алма-Ату, переводить очень толстый роман с казахского на русский. Потом Конецкого вызвали в Ленинград на партсобрание. (Он подписал письмо в чью-то защиту, и теперь ему надо было получить выговор.)

    Мы с Ежовым проводили Конецкого, заплатили за гостиницу - за номер, за телефон, за разбитую люстру (ее разбили братья Минц из Майкопа, когда показывали свое мастерство - жонглировали пустыми пивными бутылками). И денег у нас осталось десять рублей на двоих.

    Мы купили палубные билеты на корабль 'Грузия' и поплыли в Ялту: там тогда снималась в фильме моя жена Люба. Ночью стоим на палубе, облокотившись на фальшборт, - внизу море, над головой звезды. Я предлагаю варианты начала сценария, Ежов молчит.

    - Валя, ну что ты молчишь? Не нравится то, что я предлагаю, - предложи другое. Ты же сценарист.

    - Предлагаю...

    И Ежов предложил сюжет про корабль отложить, а сейчас написать сценарий о человеке, у которого обнаружили тридцать три зуба, и сделали из него 'национальную гордость'.

    - Что-то в этом есть. - сказал я, подумав.

    Начали 'разминать' сюжет про зубы - покатилось. Пока шли до Ялты, напридумывали на две серии.

    Устроились в Ялте: Ежов в доме творчества писателей, а я в гостинице у Любы. Я сразу же позвонил Конецкому, рассказал новый сюжет и попросил его приехать в Ялту - будем писать вместе. Конецкий взял путевку в дом творчества писателей и прилетел.

    К этому времени мы с Ежовым уже написали страниц десять (записывал Ежов своим каллиграфическим почерком.) Конецкий прочитал и сказал:

    - Братцы, мне здесь делать нечего.

    Оказалось, он был убежден: Ежов писать не умеет, умеет только трепаться, я тоже не мастак, а кто-то же должен достойно изложить сюжет на бумаге. Поэтому и прилетел. А теперь понимает, что никакой потребности в нем нет. Но мы его уговорили остаться:

    - Без твоего юмора сценарий будет хуже.

    (Когда я писал эту книгу, позвонил мне из Санкт-Петербурга Виктор Конецкий: 'Включи телевизор 'Тридцать три' идет!' И это был наш последний разговор. Через неделю Конецкого не стало).

    Сценарий мы писали втроем три месяца. Сначала в Ялте, потом в Болшево, потом в Малеевке. Дисциплину не нарушали, работали по шестнадцать часов. Когда поставили слово 'конец', Конецкий сказал:

    - Не примут.

    Мы прошлись бдительным оком по сценарию и вынули несколько эпизодов, которые, как нам казалось, явно делали его 'непроходным'. Для редактуры оставили один эпизод в качестве 'собачки'. (Как в анекдоте про художника: на любой картине он в правом углу сажал собачку. Комиссия, когда принимала работу, спрашивала: 'А зачем собачка?' - 'Для уюта'. - 'Не нужна собачка, уберите!' Он горько вздыхал и замазывал собачку. А не было бы собачки, комиссия к чему-нибудь другому бы придралась.)

    'Собачкой' у нас был эпизод с кагэбэшником.

    По сюжету, у Ивана Сергеевича Травкина нашли тридцать три зуба. И сразу - радио, телевидение, слава, поклонники... Вызывают его в КГБ:

    - Под чью диктовку вы распространяете слухи, что у вас не тридцать два, а тридцать три зуба? Мы-то знаем под чью, но для вас лучше будет, если вы добровольно признаетесь

    - Но у меня действительно тридцать три зуба!

    - Продолжаете упорствовать?

    - Не верите - посчитайте.

    - Гражданин Травкин, в СССР вас триста миллионов. Что же, по-вашему, мы у каждого зубы будем считать?

    'Собачка' сработала: худсовет навалился на этот эпизод, мы его выкинули, и сценарий, к нашему удивлению, прошел.

     

    Леонов

    Сценарий мы написали на Юрия Никулина. Но, когда запустились, выяснилось, что Никулин сниматься у нас не сможет: Госконцерт решил вместо ансамбля 'Березка' этим летом на гастроли в Австралию послать цирк.

    Мы растерялись - фильм запущен, а у нас нет актера на главную роль. Кого брать? Конецкий предложил Леонова. Я засомневался - а не слишком комедийный персонаж получится? (Я видел Леонова только в 'Полосатом рейсе' - фильме, к которому сценарий писал Конецкий.) А Лика Ароновна сказала, что не получится. И посоветовала посмотреть на Леонова в роли Лариосика в 'Днях Турбиных'.

    - А пока поговорите с ним, чтобы его не перехватили. Он сейчас в столовой сидит.

    Я спустился в столовую. Леонов сидел и ел суп. Я подсел, представился, положил на стол сценарий и сказал, что предлагаю ему попробоваться на главную роль.

    - Я буду сниматься, только если мне будут платить по первой категории, - сказал Леонов.

    Тогда актерам за съемки платили по категориям: третья, вторая, первая и высшая. Леонову платили по второй.

    - Это от меня не зависит, - сказал я. - Первую категорию утверждает Госкино. А если они откажут?

    - Значит, в этом фильме я сниматься не буду.

    Ему главную роль предлагают в классном сценарии, а он торгуется как на рынке! Я решил, что без этого жмота Леонова мы обойдемся, и попросил Лику позвонить Папанову. Папанова в Москве не было. И вечером я пошел в театр смотреть на Леонова. Посмотрел и понял - никого, кроме него, я на роль Травкина не возьму. Черт с ним, пусть торгуется. Побегаю, поунижаюсь, выбью я ему первую категорию. А не выбью - из своих постановочных доплачу. Позвонил Леонову домой и начал с того, что стал расхваливать спектакль. Леонов меня перебил: он прочитал сценарий и сниматься у меня согласен. Я честно предупредил, что не уверен, что смогу пробить первую категорию.

    - Ну, снимусь по второй, - сказал Леонов. - Но по первой все-таки лучше.

    С тех пор Леонов снимался у меня во всех фильмах. Он играл и симпатичных людей, и несимпатичных, и откровенных мерзавцев. Но, кого бы он ни играл, и что бы ни вытворяли его герои, зрители все им прощали и любили их. Было в Леонове что-то такое - магнетизм, биотоки, флюиды, не знаю, как это назвать, - что безотказно вызывало у людей положительные эмоции.

    Когда мы снимали в Тбилиси 'Не горюй!', в перерыве между съемками я решил навестить своего родственника Рамина Рамишвили (тот лежал с инфарктом, а мы снимали недалеко от больницы). Позвал с собой Женю: Рамин будет счастлив.

    Врач завел нас в палату. Рамин, когда увидел Леонова, расцвел. Даже порозовел. И соседи Рамина по палате расцвели. Смотрят на Женю и улыбаются.

    Посидели в палате минут пять, стали прощаться. Тут врач попросил:

    - Товарищ Леонов, пожалуйста, давайте зайдем в реанимацию. На минутку. Там очень тяжелые больные, пусть и они на вас посмотрят.

    Зашли в реанимацию. Та же реакция. И тогда врач взмолился:

    - Товарищ Леонов, давайте обойдем всех! Ведь сердце - это очень серьезно, а вы лучше любой терапии на них действуете!

    Когда мы обошли все палаты и стали прощаться, врач сказал:

    - А в женское отделение?

    Делать нечего, обошли и женское отделение... Женя везде улыбался, шутил, - врач был прав, на больных Леонов действовал лучше любого лекарства. (Даже на тех, кто никогда не видел его в кино. Не зря с него лепили олимпийского мишку.)

    Леонов был, пожалуй, самым популярным из всех актеров, с кем мне довелось работать. Когда снимали 'Совсем пропащий', мы все жили на корабле. Сидели мы с Юсовым в каюте, обговаривали сцену и вдруг слышим истошный вопль в мегафон:

    - Леонов, уйди с палубы, твою мать! Спрячься! У меня сейчас корабль на
    хрен!.. - орал капитан проходящего мимо нас пассажирского трехпалубника 'Тарас Шевченко'.

    Леонов курил на палубе. Кто-то из пассажиров заметил его, заорал: 'Ребята, там Евгений Леонов стоит!' И тут же все - и пассажиры, и матросы, и обслуга - высыпали на борт посмотреть на него. И корабль действительно дал критический крен.

    Женина популярность была для меня - просто клад. Мы, его друзья, использовали ее в хвост и в гриву. Права гаишник отобрал - посылаем вызволять их Леонова, сухую колбасу достать - к директору магазина идет Леонов, разрешение на съемки на правительственной трассе - опять Леонова отправляем договариваться.

    Монтажница Галя Серебрякова жила в маленькой комнатушке в пятикомнатной коммуналке. Дом должны были сносить, и Галю собирались запихнуть в еще более густонаселенную коммуналку. Обратились к Леонову:

    - Женя, надо помочь.

    Леонов пошел просить за Галю к заместителю председателя исполкома. Вечером звонит:

    - Чего мы хотим? Комнату в трехкомнатной?

    - Хотя бы в четырехкомнатной.

    - А однокомнатную квартиру мы не хотим?

    Когда Гале сообщили, что теперь она будет жить в однокомнатной квартире недалеко от студии, она сначала не поверила, а потом заплакала. От счастья.

    Между прочим. Иногда удивляются, почему актеров так любят и всегда идут им навстречу. Да не актеров любят, а любят их героев. И не хотят понимать, что актер и тот, кого он играет, - не один и тот же человек. И часто из-за этого 'недопонимания' возникают комичные ситуации.

    Грузинский актер и режиссер Гугули Мгеладзе, когда учился во ВГИКе, сыграл в фильме Герасимова 'Молодая гвардия' Жору Арутюнянца. Когда Гугули вернулся в Тбилиси, командир полка, расквартированного под Тбилиси, пригласил его в какой-то праздник на творческую встречу с офицерами и солдатами. Мгеладзе приехал, полковник вывел его на сцену и представил:

    - Товарищи! К нам на праздник приехал безвременно погибший, отдавший жизнь за нашу великую Родину комсомолец Жора Арутюнянц! Прошу почтить его память вставанием!

    И все встали.

    Еще одна история. Как-то раз обедали мы втроем - я, Леонов и Вячеслав Тихонов - в кремлевской столовой (в Кремле тогда проходил съезд кинематографистов). Все официанты подходили к Тихонову за автографом, а нами с Женей никто не интересовался. Я думал, что Леонов расстроился, но Женя сказал:

    - Ничего удивительного. Слава для них - Штирлиц, полковник КГБ, а я кто? Дурак из 'Полосатого рейса'.

    В жизни Леонов был человеком грустным. Звонит, бывало:

    - Гия, это ты? (Кашель.) - Он курил не меньше, а может, и больше меня. - Материал смотрел?

    - Смотрел. (Кашель.)

    - Куришь? (Кашель.). Подожди, сейчас тоже сигарету возьму!.. И что материал?

    - Пока не понятно. Ты-то как?

    - Да репетирую. (Кашель.) Одиночество, бессонница...

    Между прочим. Не знаю, как насчет одиночества, но бессонница у него была не очень хронической. Я с ним ехал в одном купе из Риги. Легли спать. Через пять минут он захрапел. И храпел так, что слышно было даже в тамбуре, куда я выходил курить.

    В 'Слезы капали' есть эпизод, когда главный герой Васин (Леонов) идет топиться в озере. Снимать его мы должны были в Ростове Ярославском. А поскольку дно озера Неро очень илистое - проваливаешься в ил по пояс, - то под водой сбили помост из досок, по которому должен был идти Васин. Когда приехали на съемки, помост вдруг всплыл, все надо было делать заново, и в этот день съемка отменилась. Поехали в гостиницу. По дороге я вспомнил, что наш оператор, Юра Клименко, еще в Москве жаловался на сердце. В местной больнице Клименко, конечно, никто смотреть не будет. И я сказал Леонову:

    - Помнишь, ты говорил, что у тебя сердце побаливает?

    - Когда я говорил?

    - На 'Марафоне'. Вон поликлиника, давай покажешься врачу. Ну, и Юра с тобой заодно.

    В поликлинике осмотрели и того, и другого. Клименко посоветовали купить валидол (на всякий случай), а Леонова срочно госпитализировали и сказали, что в таком состоянии в ближайший месяц работать ему нельзя. На 'скорой' перевезли Леонова в Москву и уложили в больницу. Съемки остановились. Из больницы Леонов звонил каждый день:

    - Надо снимать, снег выпадет!

    - Не выпадет.

    Через две недели Леонов позвонил и сказал, что его выписали и можно ехать в Ростов Ярославский. И на следующий день мы поехали - Леонов в сопровождении мосфильмовского врача и жены Ванды с пакетом лекарств.

    Приехали, проверили помост - все нормально. А ночью ударил мороз, озеро Неру замерзло, и пришлось пробивать во льду дорожку, по которой пойдет топиться Васин. Леонов и актриса Оля Машная должны были лезть в ледяную воду. Мы поддели актерам под одежду костюмы из пористой резины для водолазов, которые сохраняют температуру тела, - двигаться им в этих костюмах было трудно. И мы решили снять эту сцену одним кадром, чтобы Леонов несколько раз не залезал в воду. Отрепетировали движение камеры на дублере (дублером был тот самый дядя Вася Тридцать три несчастья, который занимался водосбросами на съемках 'Пути к причалу'. Естественно, дядя Вася Тридцать три несчастья соскользнул с помоста и с головой ушел под лед. Еле выловили).

    Сняли кадр.

    - Все! - кричу. - Съемка окончена!

    - Подожди.

    Юра Клименко отвел меня в сторону и сказал, что я так махал руками, что моя рука попала в кадр. 'Надо бы переснять'. Я посмотрел на Леонова и... сказал, что так сойдет. И правильно сделал, что не стал переснимать, - Леонова, оказывается, никто не выписывал, он сбежал из больницы.

    (А эту руку, кроме меня и Клименко, на экране все равно никто не видит.)

    Леонов часто шутил: я снимаю его потому, что он - мой талисман. Что же, может быть, Женя и был моим талисманом, но главное - он был камертоном. Он задавал тон стилистике - добрый, смешной и грустный.

    'И долго еще определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями, озирать всю громадно-несущуюся жизнь, озирать ее сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы', - эти слова Николай Васильевич Гоголь словно о Жене написал.

    И сейчас, когда я начинаю работу над фильмом, первая мысль: 'Кого будет играть Леонов?' И через секунду вспоминаю - уже никого.

    Общались мы с Женей в основном на съемках или по телефону. В гости друг к другу ходили редко, теплыми словами друг друга не баловали. А недавно в одной газете я прочитал письмо Леонова к сыну: 'Съемки у Данелия закончили, несколько дней еще озвучивания, и все. Что за фильм получится - не знаю, грусть какая-то в нем сидит, хоть и комедия. Назвали - 'Слезы капали'. Гия всегда о тебе спрашивает, привет передает. Когда начинаешь работу с ним, думаешь: сколько мучений! А когда закончили - пустота. Вот бы тебе такого друга, такого режиссера'.

    Спасибо, Женя.

     

    Секс-символ Розочка

    'Тридцать три' - сатирическая комедия. И поначалу ассистенты на все другие роли искали тоже комедийных актеров. Но я попросил забыть, что снимаем коме-
    дию, - 'нам нужны не комедийные персонажи, а нормальные люди'. И пригласил на роль придурковатого водолаза Виктора Авдюшко (до этого он играл только положительных социальных героев), на роль карьеристки-начальницы - Нонну Мордюкову ( до этого лирическую героиню), на роль тронутого психиатра - Ирину Скобцеву (красавицу ? 1), на роль жены Травкина - Любу Соколову... И так далее. Я убеж-
    ден - талантливый актер может сыграть все.

    А на соблазнительницу Розочку я пригласил Инну Чурикову. Инна снялась у меня в маленьком эпизоде в фильме 'Я шагаю по Москве', и я сразу понял: эта
    девушка - актриса с большим будущим.

    Чурикова зашла ко мне в кабинет, когда там сидели мои соавторы, Ежов и Конецкий.

    - Сценарий прочитала? - спросил я.

    - Да!

    - Сниматься согласна?

    - Ой, конечно!

    - Ну иди в группу, я освобожусь, потом поговорим.

    Чурикова вышла.

    - А кого она будет играть? - спросил Конецкий.

    - Розочку.

    - Опупел? Розочка - это Бриджит Бардо, Мерилин Монро!

    Я вышел, пошел в комнату группы, где меня ждала Инна, и попросил ее зайти ко мне в кабинет снова минут через двадцать:

    - Но ты уже не ты. Ты - секс-символ, Мерилин Монро или что-то в этом духе. Сниматься не очень хочешь, нас слегка презираешь, но - снизошла.

    Через десять минут ко мне в кабинет зашла женщина-вамп. (Инна немного изменила прическу, ярко накрасила губы и накинула на плечи шелковый шарфик.) Она высокомерно кивнула соавторам, небрежно бросила сценарий мне на стол и сказала низким чарующим голосом:

    - Прочитала. Я подумаю.

    Кинула уничтожающий взгляд на соавторов и сексуальной походкой удалилась.

    - А эта как? - спросил я.

    - Эта уже может быть, - сказал Ежов.

    - Она похожа на ту, - сказал Конецкий, - но большая разница!

     

    Памятник

    'Тридцать три' мы снимали в Ростове Ярославском. Погода стояла хорошая, снимали быстро и споро. Когда все ладится, то и вспоминать вроде бы потом нечего. Запомнился, пожалуй что, только эпизод 'памятник'. Его снимали последним.

    По сюжету фильма Травкина как выдающегося человека отправляют на Марс завязать контакт в марсианами, а в родном городке, на площади, ему ставят памятник. Мы сделали из папье-маше бюст Леонова, смотрящего в небо, на постаменте написали 'Травкин Иван Сергеевич, образцовый семьянин' и поставили памятник на привокзальной площади. Рядом построили временную трибуну, положили красную ковровую дорожку, вокруг памятника поставили пионеров в красных галстуках, на трибуну поднялись Мордюкова, Авдюшко, Соколова, Парфенов, Ялович, Чурикова и другие актеры, - и мы стали ждать поезда. Когда подошел поезд и на площадь вышли пассажиры, мы включили камеру, а Мордюкова стала толкать речь о том, каким образцовым семьянином и выдающимся рыболовом-спортсменом был Иван Сергеевич. Пассажиры подошли к трибуне, остановились и стали слушать, - это нам и надо было. Собрать массовку в Ростове Ярославском трудно, - не Москва, бездельников очень мало.

    Когда приехали в Москву и отсмотрели материал, два кадра оказались негодными - брак пленки. Вернулись в Ростов Ярославский, чтобы переснять. Сошли с электрички, выходим на площадь - ба! Стоит наш памятник, а вокруг уже разбит газон, и пожилой рабочий красит ограду.

    - Кому памятник, дед? - спросил я.

    - Травкину Ивану Сергеевичу.

    - А кто это? За что ему такая честь?

    - А за то, что не блядун.

    Местное начальство решило: раз москвичи поставили памятник, торжественно открыли его и речь говорить приехала сама Нонна Мордюкова, значит, - так надо. И выделили из бюджета средства на его благоустройство.

    Так Леонов-Травкин и стоял на привокзальной площади, пока папье-маше не развалилось под дождем.

     

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 Статья об авторе


    

Designe of page
CSI "Facktor"
mailto: foxmax@inbox.ru