Георгий Данелия.
"Безбилетный пассажир".
Короткие истории из жизни кинорежиссёра Ч.11

Главная Предисловие Стихи Проза Фотоальбом Статьи Книги Выступления Подражания Антигарики Гимн Игорю Губерману
Гостевая Форум Голосования Друзья Новости Автор сайта Апофеоз тщеславия

Используете ли Вы программы для блокирования банеров, счётчиков и PopUp?
Да, постоянно
Да, часто
Да, иногда
Блокирую только PopUp ("Выпрыгивающие окна")
Нет, не использую
Впервые слышу о таких программах
Другое
Результаты

Поиск по сайту
:: www.yandex.ru ::

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 Статья об авторе

    Клод Тилье - наш человек

    Когда сценарий 'Не горюй!' был написан, я отнес его в Экспериментальное объединение, где худруком был Григорий Чухрай, а директором - Владимир Александрович Познер (отец телеведущего Владимира Познера). Чухрай в это время запустился со своим фильмом, ему надо было надолго уехать, и он попросил меня на время своего отсутствия быть худруком вместо него. Я согласился. И сам принимал свой сценарий, сам себе делал замечания, и сам их исправлял. ( Познер и главный редактор студии Владимир Огнев мне доверяли и во всем поддерживали.)

    Познер до этого работал в Америке и во Франции представителем 'Экспортфильма', и у него появилась идея снять этот фильм совместно с французами. Он позвонил своему знакомому продюсеру в Париж... и оказалось, что там никто и не слышал про французского писателя Клода Телье и про роман 'Мой дядя Бенжамен'. Но предупредили, что если они пустятся с нами в плавание, то главного героя должен играть французский актер. Такое плавание нас не устраивало, и мы решили плыть самостоятельно.

    Но звонок Познера не пропал даром. Французы разыскали-таки роман Телье, и сами сняли по нему фильм с французским актером, певцом Жаком Брелем в главной роли. И на фестивале Мар дель Плато в Аргентине оба фильма встретились. Это стало сенсацией: французский и грузинский фильмы по одному и тому же роману.

    Сначала показывали французский фильм. Перед просмотром я оставил у портье на номер французского режиссера бутылку 'Столичной' и баночку черной икры в качестве презента, - я воспринимал этого француза почти как родственника, брата по крови. Но после десяти минут просмотра я смотался из зала, побежал в гостиницу и забрал у портье презент обратно.

    Когда мы с Резо придумывали в сценарий что-то, чего не было в романе, то каждый раз спрашивали себя: а понравилось бы это Клоду Телье? И если нам казалось, что не понравилось бы, отказывались от этого. Так вот, про французский фильм возьму на себя смелость сказать: Клоду Тилье он бы не понравился.

    Между прочим. Главный приз на этом фестивале получил наш 'Не горюй!', а приз за лучшую мужскую роль получил Вахтанг Кикабидзе.

     

    Гия Канчели

    Так получилось, что Андрей Петров не мог со мной работать на фильме 'Не горюй!', - он тогда писал музыку к совместной русско-американской картине.

    - А может, и хорошо, что я занят, - сказал Петров. - Фильм грузинский, возьми грузинского композитора. В Тбилиси есть очень хороший молодой композитор Гия Канчели.

    (У Канчели 'Гия' - официальное имя. По паспорту он - Гия Александрович. А у меня 'Гия' - короткое, как Влад у Владислава, официально я Георгий Николаевич.)

    Прилетел в Тбилиси, познакомился. Канчели - невысокий, начинающий лысеть, с усами (так же можно было описать и меня. Но, в отличие от меня, вид у Канчели всегда очень аккуратный и очень серьезный). Канчели спросил, какая нужна музыка.

    Обсуждать музыку всегда сложно. Но я, как смог, объяснил: в 'Не горюй!' кроме авторской музыки нужна еще национальная (застольные песни и танцы) и дурная - та, которую играет оркестр доктора Левана. Фильм о враче Бенжамене Глонти, который учился в столице (в Петербурге), - то есть авторская музыка должна быть европейской. Но врач - грузин, значит, и Грузия в ней тоже должна присутствовать...

    Обсудили мы все это с Канчели, и он начал работать. Через две недели Гия принес эскиз основной темы. Наиграл. Я сказал, что хорошо, но надо еще поискать. Через две недели он принес другую мелодию. Я опять сказал, что хорошо, но попросил поискать еще. А через два дня Канчели пришел ко мне в гостиницу и сказал:

    - Я подумал и понял - как композитор я вас не устраиваю. Чтобы не ставить вас в неловкое положение, я сам отказываюсь работать на этой картине.

    - Кашу хочешь? - спросил я.

    Я как раз варил себе овсянку на ужин.

    - Хочу, - мрачно сказал Канчели. И добавил: - С вареньем.

    На столе стояла банка орехового варенья, которую принесла мне двоюродная сестра Тако.

    Съели кашу. Спрашиваю:

    - Чаю хочешь?

    - Хочу. - И положил себе еще варенья. (Канчели очень любит сладкое.)

    В номере стояло пианино, и я попросил Гию наиграть ту тему, которую он мне показывал в прошлый раз. Гия наиграл.

    - Красиво, - сказал я. - Хорошая мелодия, искристая.

    - Но вы же сказали, что это нам не годится!

    - Нам - нет, не годится. Надо еще поискать.

    С тех пор мы так и работаем. Уже больше тридцати лет к моим фильмам пишет музыку то Петров, то Канчели.

    Между прочим. Я уже писал, что у Андрея Петрова забракованные мной варианты не пропадали, - я слышу их в других фильмах. А у Канчели я нахожу их не только в других его фильмах, но и в симфониях и в камерных сочинениях, которые он написал для Башмета, Кремера, Ростроповича и других великих музыкантов всего мира.

    В 'Кин-дза-дза' есть номер - музыка инопланетян. Культура на планете, куда попали наши герои, находится в полном упадке, даже речь свелась к двум словам: ку и кю. И музыка, которую исполняют инопланетяне Уэф и Би (Леонов и Яковлев), должна быть очень примитивной и очень противной - примерно как бритвой по стеклу скребут. Канчели написал мелодию. Я сказал что годится, но надо упростить.

    - Куда еще упростить? Тут и так полнейший примитив.

    - Сделай еще примитивней.

    Гия с омерзением сыграл упрощенный вариант на пианино.

    - Так?

    - Примерно.

    На следующий день стали записывать музыку в студии.

    Вызвали всего двух музыкантов. Великолепный пианист Игорь Назурук (я с ним все время работаю) искал неприятные звуки в синтезаторе, а скрипач старался плохо сыграть на скрипке.

    - Ну, по-моему, противнее исполнить невозможно, - сказал Канчели. - Давайте писать.

    Он очень страдал, слушая эту какофонию.

    - Нет. Слишком нейтрально. Должно быть хуже, - сказал я и сам взял скрипку. Мое исполнение все признали таким омерзительным, что лучше некуда. Но чего-то все равно не хватало... И тут я увидел - в углу валяется старый ржавый замок. Попробовал - замок раскрывался с очень гнусным скрипом. Попросил скрипача поиграть на замке... Опять не то. Надо еще упростить мелодию.

    - Тут и так всего четыре ноты осталось! - разозлился Канчели.

    - Оставь две!

    Канчели яростно почиркал по нотам. Сыграли.

    - Вот уже тепло, - сказал я. - Но хотелось бы еще попротивнее.

    А тут и смена кончилась.

    А вечером в консерватории исполнялась Четвертая симфония Канчели. И на концерте, впервые слушая симфоническую музыку Канчели, я понял, что имею дело с Большим композитором. И мне стало стыдно. Чем я заставляю его заниматься! И на следующий день в машине, когда мы ехали на студию, я сказал Канчели:

    - Гия, давай, пока мы пишем этот инопланетянский номер, ты посидишь в музыкальной редакции.

    - Большое спасибо, - обрадовался Канчели. - Ты даже не представляешь, от какой муки ты меня избавил.

    Приехали. Канчели сразу пошел в музыкальную редакцию, а я - в студию. Назурук и скрипач были уже на месте. Назурук извлек из портфеля кусок стекла и предложил поскрести бритвой по стеклу в буквальном смысле. Поскреб:

    - Как?

    - То, что надо! - обрадовался я.

    - А что, замок отменяется? - спросил скрипач.

    - Ни в коем случае! Играют все, плюс стекло.

    - А кто же будет играть на стекле?

    - Леночка.

    И я попросил на стекле поиграть своего ассистента по актерам Леночку Судакову. Она начала скрести, но как-то не так. А потом ей вообще сделалось плохо от этого звука, она бросила бритву и убежала.

    - Нужен музыкант, - сказал Назурук.

    И я позвонил в музыкальную редакцию и вызвал Канчели.

    И живой классик целую смену скрипел бритвой по стеклу.

    У меня была собака Булька - керриблютерьер, веселый добродушный парень. Когда я работал дома - писал сценарии с Резо или Викой, - он обязательно приходил ко мне в кабинет, ложился у стола и слушал.

    А вот пианино у меня не было, и с Петровым, и с Канчели мы работали на 'Мосфильме'. Каждый раз, записав в студии музыку к фильму, я ее переписываю на кассету и дома прослушиваю. Музыку Петрова Булька слушал спокойно, а вот музыку Канчели... Пришли мы с Гией как-то раз ко мне после записи музыки к 'Слезы капали', я поставил кассету - Булька поднял морду и тоненько завыл.

    - Гия, смотри, Бульке не нравится, - сказал я.

    - Если Бетховена на площади завести, толпе тоже не понравится, - сказал Канчели. - Булька у тебя с детства слушает всякую муру. Воспитал собаку на ширпотребе и примитиве.

    - Я извиняюсь, но под Чайковского и под Равеля он у меня спит.

    - Это девятнадцатый век. А ты ему Шнитке поставь - сразу завоет.

    У меня была пластинка Шнитке. Я поставил - под Шнитке Булька положил морду на лапы и задремал. Канчели достал из кармана кассету:

    - А вот это поставь.

    Это была его музыка к 'Королю Лиру'. Я поставил - Булька немедленно проснулся и завыл.

    Поведение Бульки задело Канчели за живое. На следующий день он принес запись Губайдуллиной:

    - Давай это поставь.

    Поставили. Булька не реагирует.

    - А это? - поставили запись Артемьева. Булька спит.

    Канчели поставил кассету с записью своей симфонии. Булька немедленно завыл.

    - Твой Булька такой же садист, как ты, - сказал Канчели и ушел.

    А вечером позвонил:

    - Я подумал и понял. Булька не садист, у него просто очень хороший вкус. Моя музыка ему нравится, и он под нее поет. Так что передай Бульке, что я извиняюсь.

    Не знаю, как насчет вкуса, но музыкальный слух у Бульки был. Я думаю - все дело в скрипичных флажелетах. Гия любит скрипичные флажелеты и часто использует их. А Булька скрипичные флажелеты терпеть не мог.

    Канчели, как и Петров, не только Большой симфонист, но и хороший мелодист. Когда на экраны вышел фильм 'Мимино', песня из фильма моментально стала шлягером, а Гия Канчели сразу стал знаменит как автор 'Читы гриты'(правильно чито-гврито). Канчели это раздражало, он этой песней не гордился и говорил: 'Это не музыка, это триппер'. - 'Почему триппер?' - 'Потому, что быстро цепляется и трудно отделаться'. И когда его представляют: 'Это тот композитор, который написал 'Чита грита' - он очень недоволен.

    Но самый большой удар он получил на вручении премии 'Триумф' в Малом театре. Представлял его Юрий Башмет. Гия вышел на сцену, и Башмет сказал, что имеет честь вручить премию 'Триумф' гениальному композитору, чья классическая музыка звучит во всем мире, и исполняют ее лучшие оркестры и музыканты... Дирижер взмахнул палочкой - и оркестр Малого театра заиграл 'Чита грита'. Я думал, Гию прямо там, на сцене, кондрашка хватит, но он выдержал, только сильно побледнел. И лишь потом, после церемонии и после банкета, у себя в номере, всегда выдержанный и вежливый Канчели долго и громко матерился.

    Когда я в восьмидесятом году валялся в больнице (после все той же клинической смерти), Гия появился в моей палате с магнитофоном в руках. Небрежно кивнул мне:

    - Здравствуй. Где тут у тебя розетка?

    - Не знаю.

    Я лежу распластанный. Живот разрезан и оттуда тянется резиновая трубка дренажа, и левый бок разрезали и вставили дренаж, и в правый вставили... И в носу какие-то трубки, а в вене - капельница.

    Гия походил по комнате, нашел розетку, поставил магнитофон на табуретку и сказал:

    - Я тут прикинул музыку, ты послушай.

    (До больницы мы уже начали работу над фильмом 'Слезы капали'.)

    Гия включил магнитофон, и заиграл оркестр. Не эскизы на фортепьяно, как обычно, а большой оркестр. (Пока я тут помирал, Гия в Тбилиси сочинил музыку, оркестровал ее, размножил ноты, вызвал оркестр и дирижера, записал, прилетел из Тбилиси в Москву...) Музыка красивая, но без нерва. А в этом фильме она должна быть тревожной, раздражающей... Но человек проделал такую работу - не скажешь же, что не годится.

    - Ну как? - спросил Канчели, когда прозвучало все.

    Я молчу.

    - Говори, подходит или нет? Если не подходит, выкинем все к чертовой бабушке!

    - Подходит, - выговорил я.

    И добавил:

    - Но надо кое-то переделать.

    - Много?

    - Все.

    Не сдержался я - и сказал правду.

    - Ни черта ты не помрешь! - обрадовался Гия.

    Между прочим. И другие мои друзья очень много сделали для того, чтобы я 'ни черта не помер'. Я уже писал, что первого, кого я увидел, придя в себя, был Юра Кушнерев, который кричал: 'Я говорил, что он не помрет!' А в дверях палаты стояла его трехлетняя дочка Маша (ее не с кем было дома оставить) и одновременно с папой кричала: 'Данелка, не умирай! Данелка, не умирай!'

    Когда мой хирург Виктор Маневич убедился, что я действительно не умер, он написал название лекарств, которых в больнице не было, дал список Кушнереву и сказал, что если в течение суток он не достанет эти лекарства, меня не будет. Прямо из больницы Кушнерев поехал к министру здравоохранения. Он прорвался к нему в кабинет, оттолкнув секретаршу, и со слезами на глазах начал орать, чтобы тот немедленно распорядился выдать то, что в списке. Министр вызвал помощника и велел ему заняться моими лекарствами. В правительственной аптеке выдали все, кроме одного названия. Этого лекарства не было и там. Тогда Кушнерев позвонил в Западную Германию корреспонденту журнала 'Штерн' Норберту Кухинке. (Норберт сыграл Хансена в фильме 'Осенний марафон'.) Норберт лекарство купил и послал в Москву с летчиком немецкой авиакомпании 'Люфтганза' (рейс у летчика был в тот же день). Теперь надо было, чтобы это лекарство не задержала таможня. Кушнерев связался с Женей Примаковым (Евгением Максимовичем). Примаков подключил Володю Навицкого (заместителя начальника КГБ Москвы), и они втроем поехали в аэропорт 'Шереметьево' убеждать таможенников. И убедили. Лекарство таможенники пропустили.... Но красивую кожаную сумочку, в которой было лекарство, не отдали: 'Насчет сумочки никаких распоряжений не было'.

    А дальше ко мне в больницу почти каждый день приезжали мои друзья - именитые медики академик Владимир Бураковский и его ученик профессор Давид Иоселиани и вместе с Виктором Маневичем боролись за мою жизнь. А вестибюле больницы все время, пока я там находился, круглосуточно дежурил мой ученик Джангир Мехтиев. Медсестра Тамара, которая меня выходила, уговаривала его: 'Ну зачем вы здесь сидите? В этом нет никакой необходимости. Идите домой'. Но тщетно. ' А вдруг что-то надо будет и некого будет послать!' - говорил Джаник.

    Не имей сто рублей!

    Так, во многом благодаря моим друзьям, я и не помер 'к чертовой матери'. И правильно сделал. Если бы я помер, некому было бы заняться воспитанием моей внучки Аленки, младшей дочери Коли. Ну, и остальным, думаю, я тоже был нужен и могу пригодиться в дальнейшем: моей жене Гале, моей дочери Ланочке и ее мужу Юре, моему сыну Кириллу и его жене Кате, и моей внучке Иришке и ее мужу Андрею и моей внучке Маргарите и ее мужу Лене, моим внукам Саше, Денису и Петьке (пока холостым) и моей правнучке Александре. А также Гиечкиным котам Афоне и Шкету, и Галиной собачке Липочке, кокетке и капризуле.

     

    Юсов есть Юсов

    Перед началом съемок мы с Вадимом Юсовым поехали в Ленинград, в Эрмитаж. Это была идея Вадима. Он просил меня показывать ему картины, которые, по-моему, подходят по колориту будущему фильму. Через три дня Юсов сказал, что ему все ясно. И Вадим с художником Димой Такаишвили (по прозвищу Мамочка) создали на экране удивительно богатую и точную палитру.

    Вадим - человек, обстоятельный во всем. Помню, когда мы снимали 'Я шагаю по Москве', он позвал меня в хозяйственный магазин на Проспекте Мира покупать хлеборезку:

    - Вещь очень полезная в хозяйстве.

    Я купил первую же хлеборезку, какую мне показали. А Вадим, осмотрев ту, которую ему дали первой, сказал, что здесь в ней большой люфт, и попросил показать еще. И вторую забраковал, и третью, и все, которые были на полках в зале. Тогда его повели вниз, на склад. Он там провел почти час и, наконец, выбрал.

    Весь день я над ним подшучивал, а напрасно. Моя хлеборезка сломалась через день, а его работает до сих пор.

    Фильм 'Не горюй!' мы снимали на пленке 'Кодак'. В Госкино была партия пленки 'Кодак', но ее никто не брал: тогда операторы почему-то решили, что это плохая пленка. А Вадим рискнул и взял. У нас в стране 'Кодак' не проявляли и надо было отправлять пленку в Польшу, в Лодзь. Обратно нам присылали позитивы, тоже напечатанные на 'Кодаке', - и такого качественного изображения, как в рабочем материале, я потом в готовом фильме ни разу не видел. Фильм напечатали на отечественной пленке, и многое пропало. К примеру: в гостиной Левана Мамочка покрасил стены чистым ультрамарином, а камин в ярко-зеленый цвет. И это создавало определенное настроение. А на нашей пленке и стены, и камин получились жухлыми... Или кадр, который многие помнят, - Закариадзе уходит в черную дверь: в рабочем материале мы еще долго видели его седые волосы и белую полоску воротничка.

    Впрочем, и на нашей пленке видно, что фильм снят великолепно. Юсов есть Юсов.

     

    Нет правил без исключений

    Такими же колоритными, как краски, должны были быть персонажи: темпераментные, необузданные, эмоциональные... Даже немного шаржированные (в других картинах я этого как раз избегал). Почти со всеми героями было понятно, кто кого будет играть. Мы с Резо и писали Софико на Софико Чиаурели, Левана - на Серго Закариадзе, солдата - на Евгения Леонова, шарманщика - на Ипполита Хвичиа... А вот что делать с главным героем - Бенжаменом? Бенжамен в романе описан как высокий светловолосый и голубоглазый тридцатилетний мужчина, здоровенный такой детина... Стали мы искать молодого, здоровенного, голубоглазого и светловолосого грузина .

    Среди известных актеров такого не было. Стали искать в провинции. И тут я заболел желтухой и угодил в Боткинскую больницу. В Боткинской на лестничной площадке был телефон, и я каждый вечер звонил домой. Мама у меня была как штаб по подготовке картины, докладывала, как идут подготовительные работы в Тбилиси. И как-то я позвонил, а она мне говорит:

    - У вас там телевизор есть? Беги быстро посмотри, там твой Бенжамен поет.

    В холле по телевизору показывали выступление грузинского ансамбля 'Орэра'. Я посмотрел на всех солистов, потом позвонил маме:

    - Ты кого-то из 'Орэра' имеешь в виду или смотришь другую программу?

    - Эту смотрю. Присмотрись к тому, который играет на барабане. По-моему, то, что надо.

    Я пожал плечами, опять вернулся в холл. На барабане играл худющий брю-
    нет, - он все время скалил зубы. Да, что-то мама перепутала... Какой же это Бенжамен?

    Выписался я из больницы, приехал в Тбилиси. Ищем Бенжамена, ищем - не находим. Все не то. Я вспомнил о маминой рекомендации и спросил второго режиссера, Дато Кобахидзе:

    - А что, если попробовать барабанщика из 'Орэра'?

    - Бубу? Нет, он не годится!

    Но я попросил вызвать его, на всякий случай. Пришел Буба в гостиницу. В моем номере тогда сидели Вадим Юсов, Дато Кобахидзе и жена Юсова, звукооператор Инна Зеленцова.

    Как только Буба вошел, я сразу понял - не то. Поговорил с ним для вежливости... Когда за Бубой закрылась дверь, Инна сказала:

    - Ну, все. По-моему, мы нашли Бенжамена.

    - Кого? Его???

    И я, и Юсов, и Дато понимали, что никакой он не Бенжамен.

    И мы стали опять искать. Ищем, ищем, никто не подходит. Опять вызвали Кикабидзе - решили еще раз попробовать, раз он маме и Инне понравился. Наклеили ему усы, бороду и сфотографировали - на всякий случай. А гримерша Тамара пришла ко мне и сказала:

    - Поздравляю!

    - С чем?

    - С героем. Только бороду ему не надо, одни усы оставим.

    Странное что-то получается! Маме понравился, Инне понравился, сейчас Тамаре понравился. Я позвонил сестрам и напросился на чай. Они, как всегда, позвали подруг и соседок, а я взял с собой в гости Бубу. Посидели, выпили чаю. Буба ушел раньше, а я спросил:

    - Как вы думаете, взять мне Кикабидзе на главную роль?

    И сразу все заговорили:

    - Бубу?! Конечно! Он такой симпатичный, его сразу все полюбят!

    Говорят, выслушай женщину и сделай наоборот. Но нет правил без исключений. Так что, если бы я не посчитался с мнением женщин, то критики, возможно, и не включили бы 'Не горюй!' в сотню лучших фильмов ХХ века. И на фестивалях фильм не получал бы призы за лучшую мужскую роль.

     

    Буба

    Вообще-то Бубу зовут Вахтанг. Но когда я в первый раз позвонил ему домой и попросил Вахтанга, долго не могли понять, кого же нужно позвать к телефону. Я так и пишу в титрах: Буба Кикабидзе.

    Буба у меня снимался в главных ролях в четырех фильмах. И еще в двух должен был, но не снялся: в 'Хаджи-Мурате', который я так и не снял, и в 'Паспорте' - там французы требовали взять на главную роль французского актера. Два года я сопротивлялся, но все-таки пришлось им уступить (но об этом потом, когда до 'Паспорта' доберусь).

    Помимо того, что Кикабидзе великолепный актер, у него есть одна особенность: если у Бубы сцена не получается, надо тут же проверять сценарий. Буба так входит в роль, что не может сыграть то, чего его персонаж не может сделать по логике характера.

    Кстати, в образ Буба входит не только на съемках. Я уже писал, что в восьмидесятом году у меня была клиническая смерть. Буба, узнав, что со мной плохо, тут же прилетел в Москву. И кто-то ему сказал, что я вроде бы уже умер. Позвонить мне домой и спросить, умер я или нет, Буба, конечно, не мог. Дня два выжидал, а потом позвонил Юре Кушнереву (он работал вторым режиссером на 'Мимино') - выяснить, когда похороны. А тот сказал, что я жив. И Буба поехал навестить меня в больницу.

    А теперь расскажу, как визит Бубы выглядел с моей точки зрения. Лежу я в пала-
    те - синий, похудевший. (Леонов сказал, что по весу и по цвету я тогда напоминал цыпленка табака.) Открывается дверь, заходит Буба с цветами. В дверях остановился, посмотрел на меня, тяжко вздохнул. Потом подошел к постели, положил мне в ноги цветы. Потупил глаза и стоит в скорбной позе, как обычно стоят у гроба.

    - Буба, - говорю я, - я еще живой.

    - Вижу, - печально сказал Буба.

    Он же настроился на похороны. И увидев меня, такого синего, не смог выйти из образа.

    У Бубы, несомненно, есть какой-то внутренний магнетизм. Когда он выходит на сцену, моментально возникает связь между ним и зрителями. И это его свойство как-то раз даже поспособствовало разрядке международной напряженности в одном из ночных баров Братиславы. В 68-м году меня вызвали в Союз кинематографистов и сказали: 'Ты едешь в Братиславу с картиной 'Не горюй!'. Я попытался отказаться - в Чехословакию только что вошли наши танки. Сослался на недавно перенесенную желтуху - врачи рекомендуют ехать в Железноводск. Но мне сказали:

    - Как в Канны или Венецию - так ты здоровый, а как с дружеским визитом в братскую страну - так сразу и больной? Съездишь в Железноводск после Братиславы.

    - Что же я один в Братиславу поеду? - сказал я. - Пошлите представительную делегацию: кроме меня, еще и Вадима Юсова как оператора, и Бубу Кикабидзе, Софико Чиаурели и других актеров.

    Думаю: на оформление документов уйдет не меньше месяца, за это время, может, танки уже выведут и ехать с фильмом будет не так стыдно.

    Не угадал. Документы оформили за два дня, а на третий мы уже все сели в поезд: и Вадим Юсов, и Буба Кикабидзе, и Софико Чиаурели, и моя жена Люба Соколова, которую тоже включили в делегацию.

    На вокзале нас встретило городское начальство и несколько актеров Братиславского драматического театра, и на нескольких машинах мы поехали в гостиницу. Официальные лица отбыли, а актеров мы пригласили остаться с нами, выпить по рюмке. Угостили их водкой и икрой, выпили, поговорили. Буба был в ударе, рассказывал смешные истории. Но сидели недолго: нам пора было переодеваться и ехать на выступление. И один из актеров - самый веселый - пригласил нас после встречи со зрителем в ночной бар в этой гостинице. Договорились, что он будет ждать нас в вестибюле.

    Мы надели галстуки и белые рубашки, Софико и Люба - вечерние платья. За нами заехал лично мэр со свитой, и мы на нескольких машинах отправились в клуб, где должны были показывать картину. Когда подъехали, я заметил - нет ни одной афиши, ни одной надписи, что сегодня идет фильм 'Не горюй!' (позже мне сказали, что, если бы появилась афиша нашего фильма, клуб вообще разгромили бы к чертовой матери - так велика была тогда в Чехословакии ненависть ко всему советскому). У входа нас встретили еще какие-то люди и повели к залу на встречу со зрителем. Прошли через несколько помещений. Народу полно, в основном молодежь. Играет оркестр, кто-то танцует, кто-то режется на бильярде, кто-то в пинг-понг...

    За кулисами мы выстроились и вышли на сцену - а в зале три человека! В первом ряду спит старик в рваной шинели, и на балконе две дамы, по виду - наши из посольства. А нас с сопровождающими на сцене человек пятнадцать. Я подошел к микрофону и минут двадцать благодарил зрителей за то, что они пришли, и говорил о дружбе... А мэр с компанией были вынуждены стоять и слушать. Так им и надо. Знали ведь, что зал пустой, могли бы нас на сцену не выводить.

    Смотреть фильм мы не стали, вернулись в гостиницу. Мэр пригласил нас поужинать, но мы отказались: нас актеры пригласили в бар. Мэр сказал, что тоже пойдет с нами, а пока отдал распоряжение накрыть в баре стол.

    Сидим мы в вестибюле вместе с мэром, ждем актеров. Актеры так и не появились. Спустились в бар. Свободных мест нет. И только у эстрады пустой стол, и на нем стоит советский флаг. Когда мы вошли, музыканты перестали играть, все замолчали и посмотрели на нас. Мы прошли к столу, сели. Оркестр снова заиграл, все отвернулись. И больше никто на нас не глянул, будто нас и не было. Настроение поганое. Мэр что-то заказал. Кожей чувствуем ненависть, исходящую от всех остальных посетителей бара.

    - Если я спою, музыканты мне будут аккомпанировать? - вдруг спросил Буба мэра.

    Я очень удивился: Буба никогда не поет с чужими музыкантами. И вообще его уговорить спеть довольно-таки трудно, почти невозможно.

    Мэр послал своего помощника к музыкантам. Мы видели - помощник уговаривал, музыканты отказывались. Тогда из-за стола поднялся сам мэр. И он, очевидно, их убедил, потому что помощник объявил в микрофон, что сейчас будет петь грузинский актер. Никто даже не оглянулся.

    - Буба, а может, не стоит? - спросил я. - Еще кинут в тебя бутылкой...

    - Не кинут. - Буба одним махом выпил фужер водки и пошел на эстраду. Он показал музыкантам, что надо играть, скомандовал: 'Уан, ту, фри!' - и запел на английском американский диксиленд 'Когда святые маршируют'. Надо сказать, диксиленды Буба поет блестяще. Посетители постепенно стали поворачиваться к эстраде. На второй песне стали аплодировать, а после третьей его уже не отпускали. Так он пел часа полтора. После его выступления к нам стали подсаживаться: все хотели чокнуться с Бубой. Ну, заодно и с нами...

    После фильмов 'Не горюй!' и ' Мимино' кое-кто начал говорить, что популярным Бубу сделал режиссер Данелия. Чушь! Вахтанга Кикабидзе всегда еще больше знали и любили как певца, а не как киноактера. И из-за того, что Буба певец, и я стал популярным в Тбилиси.

    Вместе с итальянским сценаристом Рудольфо Сонего мы работали над сценарием для Михаила Калатозова. По работе прилетели в Тбилиси. В аэропорту нас встретил корреспондент телевидения, взял у меня короткое интервью. Потом он попросил Сонего сказать несколько слов обо мне. Рудольфо сказал... Тот корреспондент решил сделать обо мне фильм и пошел к Кикабидзе, чтобы и он, как Сонего, тоже что-нибудь обо мне рассказал. А Буба говорить отказался:

    - Это не моя профессия. Моя профессия - петь.

    И впервые спел новую песню, впоследствии ставшую шлягером, - 'Фаэтонщик'.

    Когда этот фильм показали по грузинскому телевидению, на телевидение каждый день стали приходить тысячи писем с просьбами повторить передачу ' О кинорежиссере Данелия': все хотели еще и еще раз послушать 'Фаэтонщика' в исполнении своего любимца Бубы Кикабидзе. Ну, и показали этот фильм раз двадцать. А поскольку в начале передачи я каждый раз чего-то мямлил, зрители запомнили и мою физиономию. И, когда я в следующий раз прилетел в Тбилиси, меня уже знал в лицо весь город: и шоферы такси, и продавцы, и официанты в ресторанах, и прохожие.

    Между прочим. Когда песня 'Мои года - мое богатство' была очень популярна, про Бубу ходил такой анекдот. Буба однажды вернулся домой и увидел: дверь взломана, но из квартиры ничего не украдено, а на столе записка: 'Мы думали, что ты шутишь, когда поешь, что твои года - твое богатство'. Но я знаю - это не анекдот, а чистая правда. Буба - человек широкий, многим помогает, и, несмотря на то, что он был очень популярен и хорошо зарабатывал, на себя и свою семью у него мало оставалось. Всю жизнь он прожил в маленькой кооперативной квартире, и даже машины у него не было. Первая собственная 'Волга' у него появилась в шестьдесят лет. И то он не сам купил - а ему ее подарили на юбилей. В придачу к годам.

     

    Закариадзе

    На роль доктора Левана мы хотели взять Серго Закариадзе, если он согласится. К тому времени Закариадзе уже сыграл главную роль в знаменитом фильме 'Отец солдата' и много снимался у нас и за рубежом, был депутатом Верховного Совета СССР, директором театра, сам ставил спектакли... И с ним дружил сам Брежнев. В общем, очень важная персона.

    Я был знаком с ним с детства: Закариадзе играл в памятном мне фильме 'Георгий Саакадзе' одну из главных ролей. Я сам отвез ему сценарий. Закариадзе прочитал, позвонил и сказал, что сниматься согласен.

    Еще до съемок Дато меня предупредил, что Закариадзе - жадный актер, ему надо, чтобы его герой как можно больше находился на экране. И рассказал, что во время съемок 'Отца солдата' в сцене, где отец солдата с другими солдатами ползет по-пластунски, Закариадзе прополз с такой скоростью, что оказался первым у камеры, и закричал 'Ура!' прямо в камеру. А ведь вместе с ним ползли молодые спецназовцы, а ему было уже далеко за шестьдесят. Так что съемки надо строить так, как будто для нас главное - снять Закариадзе.

    И в первый же день, когда мы стали снимать сцену в аптеке, я в этом убедился. Сначала сняли кадры, где был занят Закариадзе. А потом стали настраиваться на крупный план Бенжамена.

    - А зачем крупный план Бенжамена? - насупился Закариадзе. - Бенжамена и так каждый день снимают, а это сцена про Левана!

    В сцене 'сватовство' снимали 'восьмерку' Леван - Софико ('восьмерка' - когда беседуют два человека, видно спину и затылок одного и лицо другого. А потом наоборот). Начали снимать с плана Закариадзе - Софико стояла спиной к камере. Потом стали снимать Софико - Закариадзе к нам спиной. А когда Софико произнесла свой текст, Закариадзе незаметно передвинулся так, что к концу сцены в кадре он опять был к нам лицом, а от Софико - один затылок.

    Пришлось приноравливаться: отсняв Закариадзе, я говорил, что съемка окончена. А когда Закариадзе уходил, я доснимал крупные планы Софико или Бубы.

    Работать с Закариадзе мне было непросто: он играл очень ярко, не в моей стилистике, и мне все время хотелось его 'пригладить', 'причесать'. Но он не поддавался. Но потом, уже в готовом фильме, я понял - так и надо было.

    И с самого начала мы по-разному видели роль Левана. По сценарию, Леван - сельский доктор, больше шарлатан, чем врач, - он выписывает больным очень много лекарств, этим и зарабатывает. Пользы от этих лекарств никакой, но и вреда нет. Но Леван человек добрый: делится достатком с бедными. Я представлял себе Левана в кавказской рубашке, в мягких сапогах, в сванской шапке - деревенским врачом.

    - Нет, - сказал Закариадзе. - Это неправильно. Он же придумывает мудреные диагнозы, произносит якобы по-латыни названия несуществующих лекарств, он хочет произвести на пациентов впечатление ученого человека. Значит, и одет он должен быть соответственно: в визитке, в накрахмаленной рубашке, с галстуком... Это вот Бенжамен, - Закариадзе показал на Бубу, - настоящий врач, он может одеваться как хочет.

    И я понимал, что Закариадзе прав. Но мы почти год писали сценарий, и я год видел Левана-Закариадзе в этой кавказской рубашке и сванской шапочке. А деревенский доктор в сюртуке для меня чужой человек - Леван так не одевался.

    Но - черт его знает! - Закариадзе умный, опытный. И для пробы мы сняли, как он хотел - Леван в визитке. Посмотрел я и понял - все-таки не то. И в фильме мы одели Левана так, как я себе и представлял. Иногда интуиция подсказывает вернее, чем логические доводы.

    Но Закариадзе легко не сдавался.

    - Ладно, - сказал он. - Я оденусь, как ты хочешь. Но в последней сцене, в тризне, Леван должен быть в визитке. Я на этом настаиваю.

    Я сразу согласился:

    - Так и сделаем.

    - Но сюртук должен сидеть на нем идеально. И поэтому давай договоримся: мы не берем то барахло, что валяется в костюмерных киностудий и театров, а заказываем сюртук там, где умеют их шить. Скажем, в пошивочной Большого театра.

    - Сергей Александрович, - сказал директор фильма Герман Гвенитадзе (по кличке Мимино - отсюда и название фильма), - лучше всего сюртуки шьют в Риге.

    - Ну, пусть с меня снимут мерки, и закажите сюртук в Риге. И к этому вопросу больше не возвращаемся.

    - Сделаем, - сказал Мимино.

    А потом начались съемки. А во время съемок режиссер - как боксер на ринге: только и ждешь удара, - то актер в последний момент отказался сниматься, то у омнибуса колеса не крутятся, то камера сломалась, то осветительные леса в павильоне обрушились - хорошо еще, что во время обеденного перерыва и никто не погиб... Когда дошли до съемок финальной сцены - тризны, я вспомнил:

    - А сюртук для Закариадзе мы заказали?

    Мимино ударил себя по лбу:

    - Забыл!

    А художник Мамочка сказал:

    - Мамочка, ты не переживай. - (Мамочкой его прозвали, потому что он всех называл мамочками.) - Это не страшно. Я в оперном театре такую визитку подберу, что Серго и не заметит, что это не из Риги!

    Я позвонил Закариадзе:

    - Сергей Александрович, приходите сюртук примеривать! Тризну снимаем.

    - Как? - закричал Закариадзе. - У меня же записано - 'тризна' в сентябре!

    - Почему в сентябре? - удивился я. - По плану в августе. Вы, наверное, неправильно записали.

    Закариадзе приехал мрачный. Костюмер подал ему сюртук, который достал Мамочка.

    - Из оперного театра взяли? - сразу спросил Закариадзе.

    - Извините, Сергей Александрович, так получилось. Но это хороший.

    - Какой хороший! - И он специально надел сюртук так, чтобы один рукав был короче другого. - Это хороший??!

    Костюмер быстро подал ему другой сюртук, который самолетом доставили с 'Мосфильма'. Но Закариадзе даже примерять его не стал, отвернулся и стоит. Шея у него побагровела. Я подошел к нему:

    - Сергей Александрович, извините, мы с сюртуком что-нибудь придумаем...

    Закариадзе повернулся - у него в глазах слезы:

    - Ты к этому своему Бенжамену все время подходишь, каждый волосок на его голове поправляешь, а ко мне ни разу не подошел!

    - Но я стесняюсь.

    - Ничего ты не стесняешься! Просто тебе на меня и на моего героя наплевать! Все, кончено! Я у вас больше не снимаюсь!

    Развернулся и ушел.

    И что делать? Картину теперь закрывать?

    - Я знаю, что делать, - сказал Мимино. - Давайте все съедим, пока не испортилось.

    Для съемок 'тризны' он купил на базаре двух жареных поросят, сыр, помидоры, горячий хлеб - словом, все что положено.

    И все, кто был в павильоне - и актеры, и осветители, и механики, и дежур-
    ные - сели за стол. Кто-то сбегал за вином, и через час уже грузины пели. А я не
    пил, - весь фильм соблюдал диету. И не пел. Я занудно ругал Мимино: обещал же сюртук, говорил 'будет сделано'.

    - Будет костюм, - успокаивал меня Мимино. - Я в Тбилиси закажу такой, какого и в Риге не сошьют. А Закариадзе никуда не денется.

    И мы стали снимать другие сцены и периодически звонить Закариадзе в театр и домой. Закариадзе к телефону не подходит.

    - Не волнуйся, - говорил Мимино. - Через две недели он сам позвонит.

    И действительно, Закариадзе позвонил сам. И приехал. Бледный, худой. Когда стали мерить на него визитку, сшитую на заказ у лучшего тбилисского портного, оказалось, что сюртук болтается на нем, как на вешалке...

    Не в сюртуке было дело.

    Леван в сцене тризны болен, жить ему осталось всего несколько дней, и он при жизни устраивает себе поминки, зовет друзей... И Закариадзе был не готов сниматься в этой сцене. Потом мне его жена рассказала, что все эти две недели он ничего не ел, хотя продолжал играть на сцене, заниматься театром, летал по делам в Москву... Наш фильм для него не был самым главным, но он - актер. И к съемкам он похудел на семнадцать килограммов.

    Сыграл Закариадзе гениально. Об этой сцене много писали, особенно запомнился крупный план - Закариадзе у окна, когда он трясущейся рукой стряхивает слезу, и его уход в черную дверь.

    Между прочим. Когда это снимали и я увидел, как белеют в черном проеме воротничок Левана и седые волосы, я сказал Вадиму:

    - Чересчур красиво. Пусть он просто закрывает за собой дверь.

    Кадр смотрелся как явная режиссерская находка, а я режиссерских находок не люблю: зритель должен сопереживать героям и не замечать, каким способом режиссер добивается этого сопереживания.

    Вадим вздохнул и сказал:

    - Пусть закрывает.

    И мы сняли второй дубль, как я предложил.

    И сначала я поставил в фильм этот второй дубль. Но когда записали и подложили песню, я понял, что был не прав, и вернул черный проем. Это была никакая не режиссерская находка, это просто уход Туда.

     

    Софико

    Роль Софико, сестры Бенжамена, написана для Софико Чиаурели и с Софико Чиаурели. То есть сестре Бенжамена я дал характер своей сестрицы. Она и сыграла так, как я себе это представлял, - по-моему, за всю картину я не сделал ей ни одного замечания или предложения. Единственное, что я запомнил: Софико привозила на съемки семечки и мало того, что сама их грызла, еще и угощала всех. А грызть семечки на съемочной площадке у киношников считается плохой приметой. Я и уговаривал ее по-хорошему, и ругал, и грозил - ничего не получалось. Софико всегда приезжала с семечками. Говорила:

    - Я без них не могу.

    И даже если съемка начиналась в пять утра, Софико все равно умудрялась приобрести семечки - она знала адрес продавщицы и ночью заезжала к ней домой.

    Я понял, что бороться с ней бесполезно, и плюнул. А к концу съемок так привык, что сам стал грызть эти семечки.

     

    По-западному мы не работаем

    Роль русского солдата была написана на Леонова, но я забыл его об этом предупредить. И оказалось, что Леонов, как и Петров, работать со мной не сможет: он снимался у Таланкина в фильме 'Чайковский'. И на роль солдата я пригласил Сергея Бондарчука. ( Не удивляйтесь. Я знал, что Бондарчук может быть и смешным, и трогательным.) Бондарчук согласился, ему было интересно - он никогда не снимался в эпизодической роли. И он предложил:

    - Только давай работать по-западному. Заранее заключаем контракт, оговариваем сроки. И предусматриваем санкции в случае нарушения договора каждой из сторон.

    (К тому времени Бондарчук уже снялся в Италии у режиссера Росселини.)

    Я согласился. И мы подписали контракт. А когда начали снимать в Тбилиси - от Бондарчука вдруг приходит телеграмма (опять телеграмма): 'Гия, эта роль не для меня. Я испорчу тебе весь фильм'. (Потом он мне объяснил, что подумал и испугался: роль солдата не укладывалась в его амплуа.)

    И я позвонил Леонову.

    - Женя, спасай!

    - Не могу. Съемки.

    - Скажи, что заболел! Пропадаю, спаси, будь другом!

    И Женя прилетел. Вырвался всего на три дня, - больше не смог: группа 'Чайковского' улетала во Францию. Чтобы уложиться в этот срок, пришлось работать круглосуточно и значительно сократить роль солдата. (Вычеркнули его из сцены 'Леван с больными мчится спасать Бенжамена'. И из сцены 'тризна'.) Тогда я очень переживал, что солдата в этих сценах нет. А сейчас привык.

    Когда съемки фильма кончились, я пошел к Бондарчуку и положил перед ним договор:

    - Вот здесь написано про штрафные санкции. Что будем делать?

    Бондарчук достал две трубки:

    - Одну из них мне подарил Лоуренс Оливье. Она очень дорогая.

    - А которую он подарил?

    - А это ты сам решай.

    Я долго думал, выбирал то одну трубку, то другую... В этот день так и не выбрал. На следующий день Бондарчук опять положил передо мной две трубки:

    - Одну из них подарил мне Юл Бриннер. (Бондарчук снимался с ним в югославском фильме.)

    Я опять выбирал-выбирал, так и не выбрал.

    А на третий день Бондарчук достал всего одну трубку и дал мне.

    - А эту кто подарил?

    - Никто. Я ее сам купил. Это моя любимая трубка, и поэтому я дарю ее тебе.

     

    Мальчик на мыло

    Племянника Бенжамена Варлаама нашли так: выбирали натуру, ехали по Хлебной площади, и я увидел из окна машины рыжего носатого мальчишку. Говорю Дато Кобахидзе:

    - Вон Варлаам. Познакомься с ним.

    Дато пошел к мальчишке. Мальчишка убежал. Дато побежал за ним. Вернул-
    ся - держится за лоб: мальчишка засветил ему половой щеткой между глаз.

    Мы запомнили, где наш Варлаам живет, и вечером поехали разговаривать с родителями. Договорились.

    Оказывается, мальчик так сурово обошелся с Дато потому, что родители строго-настрого запретили ему разговаривать с чужими людьми, припугнув, что чужие забирают доверчивых мальчиков и варят из них мыло.

    В первый же съемочный день я забрал Варлаама с собой обедать. Обедать я ездил к Верико: после желтухи мне была прописана строгая диета, моя жена Люба даже приехала из Москвы, чтобы мне готовить.

    Пообедали мы в зале и вернулись на съемку. А вечером, когда за мальчиком пришел отец, Варлаам тут же похвастался, что обедал сегодня в шикарном ресторане.

    Всю свою жизнь он провел в маленькой комнатке в коммуналке и даже представить себе не мог, что такие большие комнаты, как зала Верико, могут быть в жилом доме.

    Когда мы потом снимали Варлаама, мальчишки, толпившиеся вокруг съемочной площадки, говорили:

    - И чего взяли такого носатого? Красивее, что ли, не могли найти?

    - Меня выбрали не по носу, - с достоинством отвечал Варлаам, - а по уму и таланту.

    Между прочим, еще о носатых. В маленьком эпизоде в 'Не горюй!' снялся Фрунзик Мкртчян (до этого он у меня играл итальянского ученого в 'Тридцать три'). Эпизод маленький, но зато неизменно вызывает в зале смех и аплодисменты. Однако про Фрунзика я расскажу, когда доберусь до 'Мимино'.

     

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 Статья об авторе


    

Designe of page
CSI "Facktor"
mailto: foxmax@inbox.ru